среда, 20 апреля 2022 г.

Переправа через Дунай

Доброго всем времени суток, уважаемые друзья! Наконец-то наступила эпоха игр - и, благодаря нашим одноклубникам, мы, наконец, снова сыграли по эпохе конца Античности -а  то игр по ним уже было долго до неприличности!  На сей раз битва произошла меж ромеями и славянами, а участвовали в битве люди, до сего сражения ни разу не пробовавшие себя в "больших" варгеймах с подставками и системой командования, да и с правилами до игры не знакомыми. Полуичлась ли игра при таком раскладе? Не просто получилась, но, пожалуй, была лучше по системе "Hail Caesar" на моей памяти! Фотографий будет много, репорт получился большой, но, надеюсь, интересный!

Синопсис сценария был следующим: идет шестое столетие нашей эры. Западная часть Римской Империи рухнула, но восточная все еще стоит, однако неприятности для нее отнюдь не закончились -  над ее дунайским лимесом навесают аварские орды, которые привели с собой славян. Все чего они жаждут - это богатств Восточного Рима, но дорогу им прикрывают верные своему долгу солдаты Базилеи.

У римлян было преимущество в тяжелой пехоте и кавалерии, у варваров- в легкой коннице. Собственно варварам и не нужно было уничтожать римскую армию - необходимо было переправить свои отряды за излучину Дуная, через мост, получив 3 очка победы за каждый такой отряд, который пересечет мост. Всего же для победы им нужно было набрать 12 очков, сиречь перевести хотя бы четыре отряда через Дунай. Легко? Ну как бы не так- ведь рядом с мостом расположились силы римлян, их тяжелая пехота, да и вообще целый комитат из готов-симмахиев.

Кстати под чтение репорта предлагаю вамэтуподборку музыки:

Собственно, через этот мост и нужно было аварам переправить свои войска:

Левым флангом римлян командовал варвар-лангобард Гаурльф, сын Гаруфрида - весьма осторожный командующий, который отнюдь не спешил бросить свои войска в бой:


Командование же правым флангом было поручено Констанцию Карину - старому вояке, прошедшему уже не один десяток сражений. Гордый и независимый Карин предпочитал отдавать приказы первым, действуя как можно активнее на поле сраженья:

Варварами же командовали ханский полководец Сагадар и славянский вождь Моймир:

Собственно, вот вид славянского комитата, которым управлял Иван (сол своим полководцем Моймиром):



Основу его составляли общинники-вои, готовые по первому приказу броситься в атаку - крепкая и надежная пехота, пусть и не очень дисциплинированная - впрочем, дисциплину им заменял яростный натиск, с которым они привыкли бросаться на своих врагов.

Защитники же дунайского лимеса- честные и верные своему командованию комитаты, усиленные баллистариями (впрочем, безо всякой нужды, ведь у противника почти не было одоспешенных воинов) а также грозные "танки" VI века - две алы катафрактариев.

Инициатива была на стороне атакующих, и славяне ринулись пересекать реку.

Впрочем, остальная часть славянского комитата плохо слушалась приказов, а потому осталась стоять, не понимая приказов своего командующего (хотя, казалось бы, что было проще - просто двигаться к реке?). Видимо Моймир принадлежал к другому племени, или же его подчиненные ему не очень-то доверяли...


Не лучше дела с отдачей приказов были и

Не спали только аварские лучники, которые не только ринулись вперед, но и первыми переправились на другую сторону берега (пускай  и понеся незначительные потери от залпа римлян и их симмахиев), таким образом, принеся первые победные очки стороне варваров.

А вот элита восточноримской армии, катафракты на правом фланге, не только не поняли приказ, но и вовсе ушли с поля боя, мало того, дезорганизовав свои ряды! Впрочем. на следующий ход они вернулись, но осадочек то в виде накопленных потерь остался!

Перенесемся же вновь на левый фланг, где римляне пытались перехватить инициативу, или хотя бы завладеть некоторым преимуществом - германские лучники и римские баллистарии занимают высоту меж пшеничных посевов.


Армия же славян под руководством Моймира весьма серьезно растянулась, неспешною гурьбою двигаясь на позиции ромеев. В любой другой ситуации это было смертельно опасно, но так римляне не имели крупных наступательных сил на левом фланге, да и находились, скорее, в оборонительной позиции, такое растягивание армии сошло славянскому комитату с рук.


Авары, тем временем, начали продвижение своих лучников вперед, вместе с командиром- Сагадаром. Около тех самых кустов, где он притаился он и провел все время сражения до самого его завершения.

Вперед же конные лучники пропустили основную силу аварского воинства- тяжелобронированных степных катафрактов, которых поддерживала средняя конница:


Таким образом, водораздел между флангами произошел по храму, с обоих боков от которого стремилась разверзнуться кровавая битва. Для того, чтобы обезопасить своих лучников, сыном Гаруфрида были выдвинуты элитные всадники.

В то же самое время и конница вторйо алы клибанариев стала перестраиваться для нанесения или же упреждения нанесения удара со стороны варваров. 


Конечно, одними перестроениями катафрактариев и выдвижением элитных всадников разрешить проблему с варварами было нельзя -а потому Гарульф,  Годуфридов сын, скомандовал "За мной!" своим нумерам и перекрыл выход через Дунай. Железные нумеры со своими подняли стену щитов, дабы ни один варвар не дошел до Маркианополя и близлежащих к нему поселений!

Тем временем славяне, наконец, сформировали надежный боевой порядок из двух своих отрядов и приготовились встречать противника в открытом столкновении.

Так сказать, первый акт битвы закончился стремительными перестроительными маневрами римлян, которыми они попытались исправить недостатки своей первоначальной расстановки, а также планомерным наседанием варварских сил на римлян. Впрочем, пока все ограничивалось взаимными, не слишком эффективными, обстрелами.


В то же самое время на правом фланге Констанций Карин приказал своим ланциариям отогнать (а по возможности - и разогнать вовсе) аварских конных лучников. Куда там - увернувшись от таки римлян, авары сделали несколько залпов по догоняющим их войскам, нанеся тем существенные потери. Хуже того, ланциарии после своего маневра оказались открыты для обстрела не только ускакавшими вперед (или, скорее, назад) аварами, но и стали отличной мишенью для конных лучников, скакавшими рядом с Садагаром.

В то же самое время на левом фланге Гарульф отдал своим конным застрельщикам отдал приказ конным застрельщикам ослабить славян перед рукопашной схваткою:

И вновь хронист отправляется на правый фланг, которым командовал Констанций Карин, и который вот-вот должен был столкнуться с Сагадаровыми силами. Отважный Карин сам возглавил комитатских спатариев, дабы удержать эту высоту у древнего святилища! Ему предстояло своими

Катафракты аваров, будучи ретивыми по самой сути своей, немедля ринулись в бой на спатариев Карина, пускай и само их положение было скорее неблагоприятным, ведь атаковали они в горку построенную стену щитов, да еще и с прикрепленным  к римлянам генералу. Впрочем. на стороне авар был мощный таранный удар, а также поддержка со стороны легкой аварской конницы, так что шансы, скорее, были равны. Так началааь первая кровопролитная рукопашная в этой битве - первая. но далеко не последняя...



Несмотря на потери, понесенные катафрактариями, а также на то, что атаковали оные римских спатариев в горку, силы поддерживающих всадников оказалось достаточно, чтобы заставить римского генерала и его отряд отступить, тем самым потеряв высоту у храма.

Констанций Карин же приказал своим комитатам, до того преследовавшим лучников, вернуттся обратно, для поддержки спатариев ,которыми сам же Карин и командовал, а также выставить стену щитов на случай продолжения атаки со стороны аварских катафрактариев.

А вот на левом фланге симмахи Гарульфа получили неверный приказ и смешали построение  своей же коннице, да к тому же еще и заблокировали стрельбу своим же лучникам!

И вот...чтож, наверное столько крови эта одинокая вымощенная дорога не видела за все время своего существования....

Гарульф, сын Годуфрида решил рискнуть своей средней кавалерией для того, чтобы опрокинуть славянскую пехоту одним лихим наскоком своей кавалерии. При этом же на подмогу были отправлены нумеры, до сего моменты защищающие мост от прохода по нему варваров - но, как мы помним,  Гарульф был осторожным командующим, а потому отправил войска не атаковать во фланг, а лишь только оказывать поддержку своей кавалерии. План сий был, конечно, рискованным - мало того, что два удара по одному отряду славянских воинов было бы лучше, чем один, так ведь войска Гарульфа, наступая, открывали проход славянам за Дунай, чем те могли бы воспользоваться.

Впрочем, маневр сей был явно неудачным - славяне мало того, что опрокинули конницу Гарульфа, полностью разгромив ее, но и уничтожили застрельщиков, не успевших увернуться от наступления отчаянных воинов, пришедших из далеких карпат!

Один из славянских отрядов решил напасть на нумеров нерешительного Гарульфа, дабы  окончательно переломить ситуацию на левом фланге для славян, и очистить, наконец, роход кмосту для своих войск.

Лучники же славян не могли огнем поддержать связанных в рукопашной своих собратьев.

Моймир же, к слову, возглавил один из отрядов славян, и их силы разделились. Однако вскоре Моймир пал в битве с катафрактами римлян, о чем будет сказано позднее.

А вот славянские конники вновь оставались немного позади остальных войск, не оказывая ни поддержки, ни продвигаясь тиолком в сторону переправы (думаю, вследующий раз дам им правило "порывистые", чтобы активнее до врага бегали).

Аварские же катафракты вновь предприняли атаку на позиции Констанция Карина. На сей раз уже они атаковали с холма вниз, что давало им серьезное преимущество против спатариев Карина.

И здесь они, конечно, смогли реализовать свое преимущество на славу - отряд спатариев был полностью разгромлен, а Карин, лично принимавший участие в сражении с катафрактами, был убит. Так и закончился боевой путь славного римского командира...

Итак, оба полководца - славянский и римский - пали. Кто же придет им на смену в этой жаркой битве?


Забегая чуть-чуть вперед, скажу, что Гарульф, сын Гаруфрида - тот самый осторожный командующий, который управлял комитатом германских симмахиев, тоже был убит в жаркой стычке. Что ж, не помогла ему осторожность! Командовать заместо убитого Гарульфа вызвался Аэтельред, который оказался даже более хорошим командующим, чем его предшественник (командующие выбирались путем вытягивания карточки командующего вслепую, как и до начала игры - думаю, нужно было исключить хороших командующих из повторного вытягивания, что больше соответствовало бы оригинальным правилам).

Тем временем, жаркая схватка продолжалась - теперь уже вторая ала клибанариев вступила в бой, сминая славян своим железным строем.

Но удача отвернулась от славян - железные нумеры, защищавшие мост разгромили напавший на них отряд славян:
Гарульф же, полный решимости помочь клибанариям, разгромив славянский отряд,  вступил в битву с застрельщиками. Плевое, казалось бы дело - но вот только отряд Гарульфа, как и его дружина, были сильно потрепаны...
Однако обстрел нумеров-спатариев был столь интенсивным, что даже их большие пармы не помогли им от града стрел и копий, летящих в них. Не выдержав обстрела нумеры разбежались, освободив проход через Дунай варварским войскам. Тогда же и погиб Гарульф, сын Гаруфрида. о чем хронист и написал выше.
И вот, внезапно, довольно пассивные славянские конники, все предыдущее время боя отсиживаясь где-то в тылах, запрягли, наконец, своих лошадей и мигом переправились через реку - даже выстрелы германских симмахиев их не остановили!

Тотчас же, вслед за "Тремя богатырями", скрывшимися за Дунаем, поспешила и вся аварская орда - ведь переправа через Дунай есть условие полной и безоговорочной победы армий Каганата, промедление же грозит уничтожением варварских войск и победой ромеев.

Аврелий Симмах, новый римский командующий прекрасно это понимал, а потому приказал Эательреду и его лучникам перекрыть дорогу на мост германским лучникам. Конечно, это был уже Terminus Ultima, последний рубеж - но на конец было слишком много, чтобы допустить хотя бы одному отряду авар или славян проникнуть за Дунай.

В бой вступила, наконец, тяжелая конница варваров, без особого труда громила рассыпные войска Годогоста - нового командира, который возглавил славянский комитат после гибели Моймира. Увы, Годогост был некомпетентным командующим, и воинам славян не стоило ждать побед под его командованием. Впрочем, идеей Годогоста стало скорее сдерживание и сковывание основных сил противника, дабы дать время и пространство другим его подчиненным перейти через Дунай.

Римский же комитат под командованием Аврелия Симмаха решил во что бы то ни стало разгромить катафрактариев аваров теми самыми клибанариями, что отступили в самом начале сражения, а затем праздо шатались в тылу всю оставшуюся его часть -элита. что тут сказать и элита весьма своенравная!

Однако мощи римских клибанариев, даже при атаке во фланг, оказалось не достаточно для того, чтобы опрокинуть своих аварских "товарищей по профессии" - здесь большую роль сыграла поддержка. оказанная аварами своим катафрактариям с тыла. Один в поле не воин, даже если ты римский клибанарий. Впрочем, я честно говоря, как-то и не могу припомнить реально спешного боевого применения римских клибанариев истории - при Аргенторате тех и вовсе с конец почти что поснимали...но это лирика уже.


Этот последний бросок клибанариев был необходим Аврелию Симмаху для того, чтобы сравнять счет и вывести сражение в ничью - ведь если бы после удара во фланг не только катафрактарии, но и поддерживающие их средние аварские конники были бы разгромлены, то счет по очкам стал бы равен. Но чего не случилось, того не случилось, и после розыгрыша этой рукопашной бой был закончен. И вот так, после, честно говоря не знаю сколько ходов, но было их точно много, стороны окончили сражение. 

В итоге, если вычесть расстановку войск и краткое введение, то получается, что игра заняла у нас четыре с половиной часа. Итог боя - 6 очков у варваров и 4 - у римлян. Разница в два очка показывает, что победу одержали варвары, хотя поле боя, по факту, осталось за римлянами. Играть по очкам, несомненно, гораздо интереснее, нежели просто биться в чистом поле до тех пор, пока игроки не устанут и не согласятся на то, что "ночь опустилась на поле боя". Вроде правила отыгрывали мы верно, может, чуть меньше тестов на слом от стрельбы проводилось, чем нужно было бы, но на исход сражения они бы врядли сильно повлияли.

Кстати, ребяата отметили, что поле боя выглядит эпично. И я вот что подумаал...  На мой взгляд, учитывая количество войск (по 12-13 отрядов на сторону), а также то, что ребята играли в первый раз, результат очень хорош! Поэтому, думаю, примерно на таком масщтабе игры и стоит остановится - честно говоря, Пристли в своих правилах предлагает по мимимум четыре "бригады" (в нашем случае - комитата, которых было по два на сторону). Так что стоит увеличивать впредь не количество юнитов, а количество фигурок в юните, для эпичности - не шестеро конников в среднем отряде, а, например, девнадцать. Тоже, кстати, касается и "Черного Пороха"...

Ну и заканчивая, хочу выразить благодарность Ивану (в том числе, и за некоторые фотографии), Никите, Алексею и Дарье - с вами было очень интересно играть! Вообще очень понравилось, что у ребят во время игры был азарт, планирование, как тактическое, так и стратегическое, живой интерес, да и вообще - в то время, как я замещал одного из командующих на стороне римлян (а именно - Гарульфа, сына Годуфрида) я получил большое удовольствие от игры - пожалуй, это была даже моя лучшая игра по "Цезарю", чему я, собственно, очень рад, - без ребят такой бы игры не было!

21 комментарий:

  1. Любопытно. Новые имена игроков. Я так понимаю, это из вашего последнего рекрутского набора?
    P.S. Не первый раз хочу тебя, Володя попросить перечитать текст перед выкладыванием. Да все как то стеснялся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Алексей, из нового - отличнве ребята, вовлекаем в мир хобби ;) что касается перечитки - много сил уходит на создание репорта и мне просто лень уже вычитывать текст перед публикацией;)

      Удалить
  2. Ох уж эта элита-катафракты...
    Видимо, они лучше знают, как воевать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, и то правда! Хорошо,что хоть только они так самовольничали...

      Удалить
  3. Жаль, не смог присутствовать лично, но фото и описание однозначный - всё удалось, как задумывалось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис, и вправду жаль, думаю, тебе бы понравилось :) Кстати я взял больше войск, чем выставил - и хорошо поулчилось, на самом деле!

      Удалить
  4. Впечатляет размах! Красиво.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Сергей :) Ваня и Никита тоже самое сказали - мне кажется, лучше увеличивать размера юнитов, чем их количества! А вобще, как ни крути, эпоха такая - нужна массовость.

      Удалить
  5. Красивая игра получилась, коллеги! Поздравляю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Cпасибо, Валентин! Снова вижу плюс нашего масштаба - отличный компромисс между масштабностью и детализированностью сражения!

      Удалить
  6. Wonderful looking game. Lovely figures and terrain, great photos and definitely an interesting report!
    Regards, James

    ОтветитьУдалить
  7. Молодцы ребята! Хорошая, зрелищная игра. Новые игроки тоже хорошо, это новые армии и новые игровые системы. Очень рад за вас 8)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис :) Да, как минимум новые игроки - это новые ощущения от игры. По поводу покрашенных армий это , конечно, применительн рок ним рановато, но чем черт не шутит :)

      Удалить
    2. Мне кажется всегда приятнее иметь свою армию, чем играть чужой

      Удалить
    3. Это безусловно! Но парни еще только втягиваются в тему - пока учатся играть, осваивают системы, что есть скирмиш, что есть "подставочный" варгейм, какие есть масштабы и т.д., в общем - азы :) По скирмишу кстати мы ведем "Кровавую Эпоху" по которой Дима Свидло хотел играть, как он рассказывал.

      Удалить
    4. Своя армия у других игроков еще очень хороша, к слову, тем, что мастеру нужно меньше таскать в клуб :))

      Удалить
  8. Начало получилось интересное, с уходом катафрактов с поля боя. Дальше хорошо пошло!! Молодцы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Михаил :) Да, ярких моментов на поле боя хватило, игра славная вышла!

      Удалить
  9. Stunning images! Love the colorful figures and pitched battle.

    ОтветитьУдалить

Кавалерия - обветшавшая надежда Османской империи

А сегодня у нас продолжение многолетней "османиады" от Сергея, aka Peliken'a! Проект действительно очень интересный, равно как...