воскресенье, 1 сентября 2019 г.

Банников А.В. "Военное дело римлян накануне великого переселения народов"

Сегодня у нас первое сентября - а значит, мы имеем две знаменательные даты. Первая - это восьмидесятилетие начала Второй мировой войны. Вторая - это День знаний, свято ненавидимый школьниками всех возрастов в России. И если первой даты мы в данном посте касаться не будем, то вот вторую я решил, назло нерадивым школярам, почтить постом в блоге. И, выражаясь словами классика, для того, чтобы "учиться, учиться, и ещё раз учиться" мы должны читать книги, а не только смотреть видео от экспертов (хорошо, ещё если экспертов без кавычек). Поэтому сегодня в моем книжном разделе я предлагаю с вами обсудить книгу военного историка Андрея Валерьевича Банникова "Военное дело римлян накануне великого переселения народов". Хочу отметить, что данного автора я нашел благодаря наводке Дениса Клингулы, за что ему от меня большая благодарность, - и хотя в его блоге он рекомендовал другие книги Банникова к прочтению, в последний раз, когда я был в Москве, на глаза мне попалось именно это произведение. Ну что же, начнем обзор?
Хотелось бы для начала отметить, что, на сколько я могу судить, книги Банникова достаточно просто можно найти в свободном доступе - по крайней мере, мой соратник Евгений скидывал мне скрины книги, которую он нашел на одном из сайтов бесплатных библиотек. Это, без сомнения, большой плюс для нас - и вероятно, большой минус для издателя. Однако наичие большого количества книг какого-либо автора в сети в виде свободно распространяемых файлов, как правило, могут говорить о том, что его книги обладают большой популярностью, а это уже может служить определенным знаком качества - особенно, когда речь заходит о литературе сугубо научной, коей и является "Военное дело римлян". Тем не менее, я закоренелый консерватор, и терпеть ненавижу читать книги с экрана монитора ли компьютера, планшета, телефона и чего угодно электронного, поэтому книги в любом случае покупаю.

Возвращаясь к научности работы, могу сказать, что, наверное, это первое, что бросается в глаза после переворачивания форзаца. "Военное дело римлян" построено по всем канонам серьезного исторического исследования - в введении дается историография книги, после заключения - объемный список использованных источников и литературы, среди которых встречаются хорошо знакомые фамилии Дельбрюка, Конноли, Макдауэлла, Хизера (на одну из его книг я уже делал обзор в своем блоге, на другую - про великие переселения варваров, ответственно забил болт). Авторитетность этих авторов в вопросе военного дела в поздней античности ни у кого не может вызывать сомнений, а Банников, тем паче, обращается к источникам напрямую, цитируя Вегеция и Аммиана.


Что же мы можем обнаружить, открыв оглавление? А то, что в триста страниц автор постарался уложить, можно сказать, не укладываемое - и  стратегию, и тактику римской армии, и уклад жизни легионеров, и осадное дело, и историю смены вооружений! Получилось ли у историка? Давайте по порядку.

Широкий список тем, который укладывается в триста страниц книги (а, как сами понимаете, это совсем немного для научной литературы) как правила, означает, что автор эти темы будет рассматривать, скорее всего, только в самом общем виде, и может опустить множество интересных моментов, или же бросить (по крайней мере, так может показаться) развитие мысли на полпути. Увы, подобная проблема преследует настоящее издание. Дело в том, что размер шрифта в данной книги не выдерживает никакой критики - он просто огромен! К тому же, книга богато украшена иллюстрациями. И знаете что? Это чертовски правильно - как никак. литература, посвященная военному искусству никак не может обойтись без иллюстраций - поскольку одно дело описывать различие между, скажем, спатой и гладиусом или ланцеей и спикулой это одно, а показать это на рисунке - совершенно другое дело. И если описание вооружения, скажем, для меня это чертовски скучное, вгоняющее в сон дело, то вот изображение его же вызывает у меня бурный восторг, и будет... ну выразимся так, "внутреннего мальчишку"! Тем более, что мы, варгеймеры, вообще "любим глазами" - тем более, что глаза у всех людей являются наиболее важным органом чувств. Однако иллюстрации должны идти не в ущерб тексту -и вот здесь у издания начинаются проблемы. Да, иллюстрации хороши, пускай даже они и черно-белые - но вы только сравните соотношение их и текста! Да, такое встречается отнюдь не на каждой странице, но проблему, я думаю, вы поняли.  Итогом стало прочтение книги за один день, поскольк, по факту, общий объем информации в ней не такой уж и большой (но это отнюдь не важен, что он поверхностен или не интересен - об этом дальше).

Другой особенностью подаваемой информации стала её направленность. Как мне кажется, издатель не до конца понимал, на какой сегмент рассчитана книга. С одной стороны, военное дело поздней римской империи- это вещь весьма и весьма специфическая - на очень и очень большого любителя. Соответственно, в книге радует глаз наличие очень специфической информации, например, об институтах рекрутирования офицерского состава или особенностях названий "парных" легионов, а также обсуждения гипотез касательно данной проблемы. Радует глаз человеку этой эпохой увлеченного, но будет заставлять скучать, скажем так, "мимокрокодила". С другой стороны, в книге достаточно много, как я люблю это называть "веселой информации", определенно интересной среднему любителю истории, например о том, что горожане были обязаны предоставлять треть своего жилища для расквартировывания в ней солдат, которые часто занимались вымогательством у хозяев. Но вот на многие спорные вопросы, который поднимает автор, книга ответов не дает, что, конечно, не является проблемой ни автора, ни издания - ведь источников по эпохе Домината до нас дошло гораздо меньше, чем по эпохе более раннего Принципата. Однако такой подход обычно непонят человеку неискушенному в исторических проблемах, и оставляет ощущение некоей незавершенности по окончанию чтения такой литературы.

Однако, как я заметил ранее, та информация, которая в книге изложена, является очень насыщенной и, можно сказать, уникальной. Так, я открыл для себя много нового после прочтения данной работы - например, я понятия не имел, что у римских легионеров помимо плюмбаты были ещё и метательные спикулы. Да и с самой плюмбатой все совсем не просто - оказывается ни одного археологического подтверждения её существования так и не нашли, несмотря на то, что фигурки легионеров с плюмбатами являются, так сказать, каноном в изображении позднеимперских легионеров.  С удивлением я также узнал о том, что автор считает, что наиболее распространенным цветом туники легионеров был красный, в то время как белый цвет обычно считался "элитным" цветом, подчеркивающим статус владельца - и это, опять таки, вопреки устоявшемуся изображению воинов Империи в туниках белого цвета даже в "Оспреях"! Отдельное спасибо, кстати, за  приложения: список терминов по тематике, а также переклад Notitia Dignitatum. Пускай последняя и перерисована в монохромном окрасе, но к каждому "щиту" приложено название легиона, так что найти цветной вариант в интернете не составит никакого труда!


Полезна ли эта книга варгеймерам? В некотором смысле. Или давайте даже так, - я ожидал, что она окажется более полезной. Список провинций, легионов, схол, и прочего - это, конечно, очень нужная штука. Однако та же информация, которая концентрируется вокруг типов шлемов и спат, скорее, больше подходит для реконструкторов, которые увлекаются этой эпохой. Если же мы говорим о стратегии и тактике, то здесь уже. конечно, нужно плясать от правил - если правила позволяют использовать исторически верные построения для армии определенной эпохи - тем лучше для таких правил. А если с помощью таких правил ещё и получается побеждать - то вообще хорошо! Но, опять таки, особенности игровой системы в нашем деле играют более важную роль, нежели конкретные исторические особенности построения армии. Впрочем, мне стало даже интересно сыграть с Женей против его пиктов используя советы Вегеция по расстановке сил перед боем - посмотрим, что из этого получится!

Каков же будет итог? На мой взгляд, несмотря на такой недостаток книги, как её малая продолжительность, я считаю, что для любителя эпохи она обязательна к прочтению. Более того - она заинтересовала меня в других произведениях Банникова, и сейчас я подумываю о приобретении других его книг, которые, надеюсь, раскроют для меня другие стороны сколь интересной, столь и драматичной истории позднеримской армии. Ave Roma!

13 комментариев:

  1. Отличный обзор, Володя 8)
    Учитывая, что это последняя книга Банникова, то она содержит самую актуальную информацию, предыдущие книги лишь развивали тему, особняком стоить "Дорога к Адрианополю". Я покупал все, чт- то он повторяет, что-то нет, как сказал один хороший товарищ: он просто зарабатывает деньги. Кстати недавно вышла еще одна любопытная работа по теме: Мехамадиев "Военная организация поздней римской империи в 253-353 гг".
    Историей с туниками я озадачен. Я знал, что красный цвет был характерен для солдат, но думал, что крашеная красная туника дороже некрашенной и должна отличать элитные отряды. Я так и красил - Корнуты все в красном, у Кельтов и Петулантов уже есть несколько в белых туниках, следующие ауксилии из списка были бы все в белом за исключением командиров.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю :) Ну, ежели человек зарабатывает бабки - сие не есть плохо, тем паче, что зарабатывать на такой узкой теме - это не книжки по поп-психологии клепать, аля "Как стать успешным за 10 дней" :) А что скажешь насчет его более ранней книги - "Военное дело Византии", или как-то так? Стоит прочитать? Про Мехамадиева не знал, обращу внимание. Временные рамки, конечно, немного странные - от Проба до Констанция II и его войне с Магненцием? Вообще сейчас пытаюсь осваивать Дельбрюка. Крайне своеобразное чтиво.
      Честно говоря, про тунику у Банникова ровно два предложения, мимоходом. Не думаю, что в покрасе следует опираться на такое мнение- хоть красный цвет и самый дешевый в покрасе, просто непокрашенный все таки дешевле :) Тем более, что краска все равно уйдет на раскраску клав, орбитур и табулатур.

      Удалить
    2. "Военное дело Византии IV-XIIвв" Морозов и Банников. сейчас читаю. Несмотря на ряд спорных моментов по мелочам, в общем очень неплохо. Почитать стоит.
      Мне лично глубины не хватает в этой книге.

      Удалить
    3. Прочитай конечно, я вообще за то чтобы читать книги 8)
      Книга про Византию она как бы часть условного "двухтомника". Есть книга Банникова про римскую армию I - III веков и есть книга про Византию, которая ее продолжает. Примерно треть книги посвящена армии поздней империи 8)))
      Византийская часть выглядит очень скомканной по сравнению с поздним Римом. Даже иллюстрации почти пропадают.
      В общем, очень неоднозначная книга, но почему бы и не взять, просто чтобы стояла на полке.

      Удалить
    4. to Дмитрий: да, именно эту книгу я и имел в виду! А вот в том, что е хватает глубины...то есть, проблемы те же, что и я описал выше для "военного дела римлян"? Или что-то другое?

      to Денис: да, я видел содержание этой книги - именно поэтому я и хотел её приобрести, поскольку военное дело именно что Византии мне мало интересно, а вот позднего Рима -это самое то!

      Удалить
    5. В основном они скорее всего повторяют друг друга (я до последней книги Банникова все еще не добрался). Есть некоторые моменты. Вообще, судя по размеру шрифта и колличеству иллюстраций в книге по Византии текста про поздний Рим будет, может даже и больше 8))

      Удалить
    6. Архизбабавно это:) Кстати, сегодня был в книжном, - Банникова во Владивосткое нет, но есть книга про Аэция и позднеримскую военную ситуацию в его эпоху. Но отдавать полторы тысячи мне стало жадно :)

      Удалить
    7. про Аэция это Йен Хьюджес? Тоже вот ждет своей очереди. Читал его Стилихона, весьма прикольно и да, организация армии римлян и их противников в обоих книгах освещается

      Удалить
    8. Он самый да! Значит, не зря на него глаз упал :)

      Удалить
  2. Спасибо большое! Полезный общор

    ОтветитьУдалить

Террейностроительные работы и приключения эпоксидки

Добрый день, друзья, что называется - давно не виделись! Пусть я предполагал это лето отдать под хобби, но жизнь вносит свои изменения  в эт...