воскресенье, 18 апреля 2021 г.

Реставрация клубного террейна

 

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Начну я сегодня издалека: я занимаюсь военно-исторической миниатюрой уже около семи лет (то время, когда я был ребенком и играл в солдатиков и более поздние единичные попытки я в расчет не беру). Все началось с того, что мы играли в историчку (точнее, в ультрамодерн) с камрадом Peliken'ом в 72-ом масштабе в местном клубе вархаммеристов. Террейн оттуда, понятно, был малопригоден не только по стилистическим причинам - но и по причинам, хм, масштабным. Особенностью же правил "Force on Force", по которым мы играли было то, что дальность стрельбы была ограничена только размером поля, а значит требовалось много "лосблоков" и чем скорее, тем лучше. Качество нас волновало в последнюю очередь. Но шли года, мы осваивали новые системы, эпохи, наконец, переезжали из одного места в другое, и вот террейн скопился в нескольких объемных пакетах. Состояние его, разумеется, с каждым месяцем ухудшалось - и так не могло продолжаться вечно, поэтому вооружившись бурным энтузиазмом, и строительными материалами я преступил к реставрации залежей террейна.
Надо добавить, что, конечно, не только желание реставрировать террейн двигало мной. Насмотревшись на то, как играют люди в Санкт-Петербурге и в Самаре, захотелось сделать что-то подобное, то есть полноценный "диорамный" террейн, когда не просто накидано несколько кусков пластика и пенопласта, которые обозначают леса и холмы соответственно, но и все остальное, что так украшает стол - маленькие кустики, оградки, прудики, и так далее. Но самое главное - это большая эстетизация того, что уже у нас есть, максимально возможный уход от уродливых эрзацев, ну и создание новых важных функциональных элементов, разумеется. Вот например, у нас практически никогда не было нормальных дорог - только эрзацы. А ведь дорога - это отличный элемент, который является не только красивым, но и функциональным. Начать я решил с грунтовых дорог и вот что получилось:


Это был мой первый опыт создания дорог такого типа. На кожзамную основу я наложил текстурную пасту, на которую высыпал камешков и попытался изобразить колеи. Получилось не очень, конечно; ну, будем считать, весенние хляби да распутица с ней такое сделали, а не неумелый мастер! По бокам от колеи я насадил флока, какой было не очень жалко (его, кстати, ушло немало на одну секцию), и посадил паралоновые кустики с мхом. Теперь осталось вылепить еще пять-шесть секций собратьев, чтобы обогатить мой стол!

Для масштаба прилагаю картинку с патрулем Бундесвера. Конечно, это для индивидуальных подставок так и вообще хорошо, хотя ширина дороги равна шести сантиметрам - стандартная ширина базы на "Hail Caesar". Они уже перекрывают всю ширину дороги и смотрятся уже не так впечатляюще органично, как на фото внизу. Впрочем, более короткие подставки на "Черный Порох" смотрятся вполне хорошо.

Думаю, что и на 28 и 32 мм миниатюрах дорога будет смотреться хорошо, однако я как-то забыл проверить.
Следующим актом стало перебазирование лесного террейна. Раньше он был наклеен на поставки из отвратительного картона, пластика или же на DVD диски - разумеется, он гнулся будь-здоров, и вот наконец его совсем уж перекрутило. Конечно, играть можно. Но, как я уже написал выше, хочется не просто играть, а играть красиво! Посему я пересадил основу на базу твердого холста, присыпал деревья зеленой пенкой от "Варлорда", замаскировал страшенные подставки для деревцев из изопинка, накидал камней и насадил мха. Результат можете видеть ниже:

Лесок справа я решил обогатить небольшим водоемчиком, хотя, исходя из масштаба, это, скорее, лужа. Дело в том, что на месте где образовалась эта самая лужа при перебазировании получилась дыра, которую я таким образом и решил замаскировать. Дном лужи стала бумага для нужника (это я у Валентина Гирбуссова в его туторе подсмотрел!), а затем густо замазана несколькими слоями искуственной водной поверхности от "Noch". На фотографии, по правде говоря, это все выглядит лучше чем в жизни. Видать с водными поверзностями мне еще работать и работать.

И снова фигурка в 72-ом для масштаба, на сей раз, советского мотопехотинцы с "Иглой". Такое кустистое редколесье хорошо смотрится с 72-ым, но вот с 28 миллиметрами смотреться будет уже впритык и на серьезную имитацию леса претендовать не может - скорее только на разросшийся кустарник!

Конечно, я не думаю останавливаться на том, что сделал перебазирование  и украшение исходного сегмента. Нет - я думаю, как обзаведусь макетным фолиажем для деревьев хорошенько их подработать, срезать нижние веточки и насадить побольше флока на верхние. Срезанные же веточки пущу на подлесок, но уже не для этих лесочков - слишком уж там много всего теперь, и фигурку-то поставить некуда! Впрочем, для меня это не проблема- системы у нас подставочные, и построенная в подставки пехота и конница не могут перемещаться сквозь леса, а застрельщики-одиночки, коли такие имеются в армии, вполне помещаются на имеющемся пространстве.

Теперь перейдем к опыту даже не столько "ребейзинга", сколько "добейзинга", если так можно выразиться. Помните те анекдотичные параллелограммы с поломанными деревцами, которые символизировали леса? Конечно, это всегда смотрелось потешно, но что было  актуально семь лет назад сейчас уже не соответствует стандартам качества той игры, которую я хочу видеть на своем столе. Я долго думал, что мне сделать с этими "Лесками", которые изначально были подставками для моделей из серий "Танки мира". Выкидывать как-то жалко, а оставлять в том состоянии которое есть тоже не выход. В итоге я решил оставить эту подставку, приклеив её к новому основанию из холста, края замаскировать глиной, попутно добавив обрезки изопинка для имитации скал и песка. По моему получился такой, немного средиземноморский пейзаж, а может даже и южноафриканский буш!


Другими словами, выглядеть стало заметно достойнее, чем было раньше - основы в общем, и не видно толком. Однако глины ушло довольно много - половина упаковки глины от испанской фирмы "Jovi"! Мне кажется, это довольно большой расход, хотя возможно, мне так кажется только в виду моей неопытности. Все же я буду искать и иные материалы для таких вот "замазов".

И наш последний гость - суровые северные скальные ели! Будучи снятые со своих шестиугольников, входивших в комплект варгейма "Великая Отечественная" от "Звезды", им было приписано теперь произрастать в более надлежащем для того террейне. Основой скального образования для произрастания сих елочек послужили все те же обрезки изопинка, из которого мы когда-то делали модульный террейн для клуба:

Я думаю доработаю еще флоком на основании, возожно, более жизнерадостно-зеленого цвета, нежели того, что я использовал для верхнего уровня этого "ельника".

И напоследок, небольшое фото реставрированного террейна с еще нереставрированными фигурками:


"- Джонни, они на террейне!"

Разумеется, я не планирую на этом останавливаться. Мало-помалу, но нужно накопить еще дорог и лесочков (тут, кстати, очень выручают готовые модели для макета - они хорошо смотрятся, недороги, и не требуют сил и времени на производство). Конечно, нужно сделать и достаточное количество одиночных деревьях на своих отдельных подставках - для того, чтобы они были более пригодны для скирмишей, ну и как отдельные декорации на поле боя для гранд-баталий также сгодятся. Пока я нацелен на реставрацию террейна для основного размера - моих любимых 20 мм, хотя, так или иначе, большая часть будет универсальной и подходить как для 72-ого масштаба, так и для фигур 28-32 миллиметра. Засим прошу откланяться - и если у кого-то есть собственные туторы (а я ориентировался на туторы Василия Левашова, Валентина Гирбуссова, блогеров Red Beard Baron и еще много на что) или идеи как сделать "cheap & easy terrain" то прошу отписываться в комментариях - буду рад взять ваши идеи на вооружение!л

15 комментариев:

  1. Ответы
    1. А то! Но работа предстоит еще большая - даже то, что мы накопили придется долго реставрировать. Но и хранить все это, конечно, нужно будет уже не в пакетах.

      Удалить
  2. Very realistic terrain - lots of areas to hide out in.

    ОтветитьУдалить
  3. Действительно, очень нужное дело. Для меня актуальнее всего дороги. В одном из наших клубов, дороги "ушли" и надо быстро и по возможности экономично восполнить потерю. Так вот, вопрос по существу: Как я понял основа у тебя очень эластичная? С неё паста не осыпается, краска не облупляется и т.д.?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, да, основа дороги - это сервировочная салфетка из кожзама (я полагаю), а потому она достаточно гибкая, чтобы фигурно огибать небольшие холмики, и при этом достаточно надежная, чтобы крепко, гм, лежать на столе и не быть легко сдвигаемой. Флок я посадил на клей "Момент" столярный, и не лакировал. Давай подсчитаем расходы на сегмент - это примерно четвертая часть салфетки (я брал по скидке за 200 рублей, но обычная цена такой у нас в районе 400) - это 50 рублей. Текстурная паста стоила 220 рублей, израсходовал я мизер. Флок китайский, упаковка 400 рублей, я израсходовал где-то четверть, но можно и экономнее, отсюда еще 100 рублей. Еще проливка, краска.... ну там тоже расход небольшой был, хотя в будущем думаю все грунтовать из коричневого баллончика, а проливать, возможно, разведенной гуашью. Таким образом около 150 рублей стоит сегмент. По времени изготовления - около часа времени, если делать конвеерно, то за день можно целую дорожную сеть наделать, паста сохнет минут двадцать.

      Удалить
    2. Спасибо, за ответ, но меня не экономика, в большей степени интересует, а как сама эта дорога, при эксплуатации себя ведет? не осыпается, не трескается и т.д. Т.е. как долго её эксплуатировать можно? А экономика - это фигня.

      Удалить
    3. Вот тут пока ответа нет - ибо это мой первый опыт. Могу разве что сказать, что устроил ей "стресс-тест" - подергал её навесу туда-сюда, вроде ничего не осыпалось, не отвалилось, держится плотно.

      Удалить
    4. Гипотетически, наверное, можно в текстурную пасту клея подмешать -может это сделает ее еще надежнее.

      Удалить
    5. Очень даже неплохо получилось. Для террейна, конечно, требуется большое количество материала. И в целях экономии я использую не очень дорогие составляющие. Краска- как правило- Ладога, клей- ПВА, вместо дорого флока- крашенные опилки, получаемые при шлифовании деревянных изделий. Вместо текстурной пасты- шпаклевку по дереву, которая стоит копейки. Работы по созданию и развитию террейна очень приветствую.

      Удалить
    6. Спасибо, Валентин! Да, я перед производством террейна ознакомился с твоими туторами, но, по правде говоря, мне показался твой способ производства довольно трудоемким для меня. Не сложным, но именно что трудоемким в моих условиях - где-то проще купить, чем делать самому. Вот про шпаклевку по дереву спасибо, буду её пользовать, как текстурная паста закончится :)

      Удалить
  4. Нужное дело! Все очень достойно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Сергей! Да, дело, безусловно нужное - я кстати, домики тоже подклеил, где у них башенки или крыши слетели. Теперь вот думаю, что делать с лесными базами, которые делались для маленьких лесков - на таких лесках стало заметно больше элементов, и фигурки там ставить теперь не очень удобно. Наверное просто сделаю новые большие базы.

      Удалить
  5. Очень круто получилось, главное начать, а уж дальше будет не остановить, забросите солдатиков будите террейн клепать 8)))
    БЛин, чота такая полоса пошла, неделю не хватало сил прочитать пост 8(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Денис :) Да, вот как то так оно и происходит сейчас - фигурки в сторону, даешь террейн! :)

      Удалить

Террейностроительные работы и приключения эпоксидки

Добрый день, друзья, что называется - давно не виделись! Пусть я предполагал это лето отдать под хобби, но жизнь вносит свои изменения  в эт...