среда, 29 июля 2020 г.

"Почему Суворов хороший": обзор ролика

А сегодня у нас будет пост гнева от Дениса: немного необычный ролик для формата блога, но грех не поддержать начинание товарища, как по мне! На мой взгляд, эта заметка вскрывает очень важную проблему сегодняшнего "образовательного" интернета, научпопа, и его благодарных потребителей, которые, доверчиво разинув рот, готовы без какого-либо критического осмысления принимать это информацию, заряженную, в худшем случае, еще и идейно, и нести её дальше в массы в святой уверенности в своей мессианской правоте. Классический эффект "Даннинга-Крюгера", короче, получается (и, похоже. не только у потребителей контента, но и у его создателей). Ну да перейдем, непосредственно, к самому обзору...

...Сидел я обедал, значится, "ютюб" просматривал лениво, и прилетело мне в рекомендованное видео  с громким  названием "Почему Суворов хороший, а генерал Ли - лайно!"

-Ба! - думаю, - так про Александра Васильевича с удовольствием послушаю. Тем более, что имя автора я где-то слышал…

Ах, память-память, иногда ты подводишь в ненужный момент. Это же товарищ с канала "Гоблина" Пучкова!

Ладно, включил я это дело и послушал. Ага. Нет, вы не поймите меня превратно, обычно я даже лютую ересь не удостаиваю комментарием, но сейчас!.. Не, господа-товарищи, такой хоккей нам не нужен. Ведь у нас же дети. В смысле, даже дети малые и сынки безродные знают на тему ролика больше, чем этот инженер человеческих душ и проводник в светлое будущее. И возникает вопрос, если ты не врубаешься в материал, то зачем расписываешься в полном незнании прилюдно? От чего боевые мракобесы заимели моду выпячивать свои язвы и струпья незнания на суд изумленной публики? Я то, грешным делом, думал, что Киевский МорПолит уж 30 лет как за границей остался…

Короче и без суеты и молок. Изложу-ка я свои претензии к конкретному ролику для начала.

В данном произведении эпистолярного жанра товарищ Майснер (это псевдоним?) рассказывает, что А.В. Суворов был демократичен, солдата как личность признавал, во вчерашнем крепостном человека видел, без пяти минут декабрист. Зато его чета Маркс-Энгельс безмерно любили и вообще, фильму дюже хорошую сняли при Сталине.

Копать мой лысый череп, господа присяжные заседатели, ну не мне вам про Суворова рассказывать?  Но больно люблю я такие темы «за стратегию».

Товарищ Майснер ни бельмеса не понимает в том, о чем судит. Да, Суворов едал с одного котла с солдатами, но не в силу «демократичности» врожденной (замеч. S.U.O. - Вспоминается мне и римский император Каракалла, который корчил из себя "отца солдату" и  тоже, популизму ради, не только едал с одной миски со своими легионерами, а также корчевал деревья на лагерных стоянках и т.п. Полководцем, он, к слову. в отличии от Суворова, был посредственным). Как талантливый (а как по мне, то гениальный) военачальник сформированный под воздействием отголосков эпохи Петра Великого, А.В. прекрасно знал, что добрый бой выигрывать надо до начала сражения. Административным ресурсом первого императора он не обладал, брать в чистую методику подготовки прусского солдата тоже не захотел. Суворовская школа стала синтезом наработок европейской исторической традиции и современных находок в идеальной, как оказалось, форме преподнесённой русской воинской среде. Кроме того, что он учил трезво оценивать плюсы противника и замечать его слабые места (при Румянцеве-Задунайском так и положено), важнейшим моментом был оперативный маневр, навязывающий врагу выгодные нашему полководцу условия. Соответственно свои наставления он адресовал полковым начальникам и начальникам соединений , которые и были проводниками его воли. Не для солдата «Наука побеждать» писалась. Но ведь ел с мужиками простыми с одного котла? Ел. А еще шутил скабрёзно и проявлял всяческое внимание, так как осознавал, что вчерашний мужик и раб в армии человек государев и важный инструмент войны, часть государственной машины. А для того солдата учат не только стрелять да шагать, но и воспитывают. При чем, второе много сложнее. Вот и Суворов учил своих офицеров (зачастую личным примером) воспитывать в солдате воина и чудо-богатыря. Для чего он побуждал в людях самоуважение и гордость. И было это не исключительно утилитарно и гуманно. Это было просто правильно в той культурной среде. Вчерашний крестьянин за своего «отца» рвал любого противника от степей Астраханских до Ривьеры. А демократичность… Ну да, у верноподданного и почитателя Екатерины прям перло вольтерианство и научный коммунизм. Его личные крепостные не дадут соврать, опосля того как свадьбы он им заменил по сути случками.

А еще, в ролике прозвучал тезис, мол Суворов ратовал за «всяк солдат должен знать свой маневр». Вот оно что-о-о… Это вам не "Европы" или времена Николая Палкина. Когда еще (кроме как при СССР, ага) бойцу объясняли зачем ту или иную высоту брать?

В рот меня мама целовала! Ну куда блогер со своим ампутированным пониманием лезет? Ну не надо иметь профильного образования, чтоб понимать смысл этой фразы. Солдат должен знать СВОЙ маневр. Только свой, уставом и приказом положенный. Не про оперативно-тактическое искусство тут речь, но про разумную инициативу и понимание бойцом законов сражения в узких рамках. Что было общей проблемой в те времена, а у нас(по мнению некоторых) в особенности. Отмечается безынициативность солдат и унтеров.

А к чему я всё это? Да, к тому, что надоел мне до безумства этот новомодный научпоп. Из инструмента зарождения в ЮНОМ разуме интереса к каким либо областям познания, он нынче превращается для очень и очень многих взрослых в замену мозгов и процесса изучения. Как пример, приведу известный канал Гоблина. Вроде и дело задумал хорошее, и людей интересных приглашал. Но со временем стали проявляться три пагубные особенности. Для многих зрителей лекции гостей "Дим Юрича" стали не «предисловием» к изучению, а истиной в последней инстанции, а ведущий и лекторы – в гуру. Ради эпатажа (или хайпа, как нынче глаголют), стали приглашаться гости весьма сомнительные - такие как Б. Юлин, К. Назаренко, Майснер или О. Соколов. Последнего я отнес к сомнительным не за его ситуацию последнего времени, но за исподволь продвигаемую в массы русофобию. Лично я терпеть его не могу уж пару лет как. Простите меня, питерские коллеги. Я знаю, что 25 лет назад он сделал много для русского воргейма, но… А третья тенденция – лекторы, поверив в себя, превратились в агитаторов и горлопанов. Яркий пример – К. Жуков, что из интересного медиевиста превратился специалиста по всем вопросам без исключения. Классический «за всё болеющий, ни за что не отвечающий». В рот мне ноги, ну точно замполит.

А с другого фланга из бездны угнетения на нас глядит Евгений Понасенков....

Но прочь хандру! Нам с вами интернет нужен не только для того , чтоб опасаться за будущее наших детей. А если к рукам и голова прилагается… Есть хороший и ироничный научпоп. Многим известный житель города Свердловска Екатеринбургской губернии Мистер АБ умеет в это дело. Человек коротенько за пять минут умудряется в подкасте «Пельмени с русским языком и майонезом на ночь» и интересный факт рассказать, и учительницу русской словесности из моей средней школы не ниспровергнуть, и задуматься о том, что филология-то интересная наука.

6 комментариев:

  1. Интересный пост получился. Хотя, вот, мне кажется, тебе Денис, надо расти в сторону ОТ расширенных комментариев сторону более структурированных, соответствующих журналистскому методу написанию оных. Стоило бы больше пройтись по сути соображений, изложеннных в ролике,чтобы самому в итоге, как герои твоего рассказа, не стать :)

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен, тащ главред. Но тут просто нервы))) Исправлюсь.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, в общем "боль" разделяю. Взрослому то голова дана. А уж как применить он сам решит. А вот детей мне всегда жалко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так в том и парадокс. Что взрослым предлагают то, что раньше детям предазначалось. А детям такое и вовсе нельзя.

      Удалить
  4. Ну это правда, есть на канале Гоблина перекос. Поэтом предпочитаю Тактик медиа или Цифровая история.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тактик медиа. Да, приятно посмотреть. Но, потом строго необходимо лекторов читать. Их книги, вернее. А, вот это не всегда получается. Правда, много уважаемый Исаев в книгах слабее, чем на лекциях. IMHO, само собой.

      Удалить

Террейностроительные работы и приключения эпоксидки

Добрый день, друзья, что называется - давно не виделись! Пусть я предполагал это лето отдать под хобби, но жизнь вносит свои изменения  в эт...