воскресенье, 27 декабря 2020 г.

Штурм крепости: римская выучка против германской ярости


А сегодня перейдем от полемических постов, к постам более классическим и стратегическим. Настало время поведать об игре, которую мы разыграли с Аннет по системе "Hail Caesar". Сценарий был интересный - решающий штурм крепости, которую я представлял уважаемой публике в одном из моих ранних постов. Правила на осаду, конечно, пришлось хомрулить - за основу были взяты правила из дополнения к "Вархаммер: Древние Битвы" - "Siege and Conquest". Как водится, что из этого получилось - читайте дальше!"

Кстати, что-то пошло не так с освещением не то камеры, не то помещения, поэтому многие фотки в этом ААР'е получились с таким вот красноватым оттенком - но, как мне кажется, это некритично. Впрочем, к чему это я? Ах да. репорт...

Задача сценария была следующей: римляне решили нанести упреждающий удар по крепости варваров, которая являлась одной из их точек снабжения, дабы отвести все сильнее нависающую угрозу от их границ. Кроме того, требовалось захватить тяжело раненного варварского военачальника, пожелавшего остаться неизвестным и его языческое ретеню - деву щита Кримхильду:

Кроме того, начиная со второго хода к осажденным могло явиться подкрепление - аланский наемный отряд, который помог бы в деблокировании осады. Вероятность его появления была следующей - на втором ходу он бы появился при выпадении шестерки, на  третьем - шестерки или пятерки, и так далее.

Теперь перейдем к расположениям сил на начало сражения

Римляне были подготовлены на славу: каждый пехотный отряд имел по себе по осадной лестнице, стрелки защищены переносными (или даже, скорее, перевозными) осадными мантелетами, а вершину инженерного искусства римлян венчал здоровый полибол.
Римские пехотинцы (в основном представленные лимитанскими отрядами) предварительно были предварительно построены в "черепахи", что давало им дополнительную защиту от стрел, а также одно свободное движение при отдаче приказа (про что я во время боя благополучно забыл). У римлян было двое командующих, у варваров - один.

Ну и, конечно, какая осада без ладно сбитого тарана?! Конечно, никакая! Ну вот и таран пригодился...

Варвары, по правилам сценария, могли расположиться как внутри, так и снаружи крепости на расстоянии до десяти дюймов, чем мой оппонент и воспользовался, и выставил снаружи крепости отряд конных готов, торп германских переселенцев-общинников и дружину избранных воинов. Внутри крепости остались лишь застрельщики-копьеметатели и знатные готские лучники.


И вот штурм начался! Согласно правилам "Siege and Conquer" осаждающий игрок мог передвинуть на расстояние до шести дюймов свои отряды с мантелетами и таран, чем я и воспользовался:


В то же самое время римский полибол стал посылать свои снаряды осажденных - увы, безуспешно! Видно, стены варварской крепости были прочнее, чем то представлялось римлянам,
а потому лучники были там в безопасности.

В ответ на продвижение римлян варвары решили действовать стремительно: их конный отряд, возглавляемый вождем германского фюлька Зигфридом, стремглав понесся на лучников, укрывавшихся за осадным мантелетом - впрочем, последним без труда удалось выполнить маневр уклонения, избежав кавалерийского налета.


На этом, однако, лихой кавалерийский наскок не закончился: под командованием отважного вождя германский конный строй врезался в римскую "черепаху", моментально перестроившуюся в тот же самый момент в боевую линию. Опасный маневр, ведь противником германских всадников оказались палатинские ланциарии"Паннониканцы"!

И вот загромыхала песнь копий - первая в этом сражении рукопашная схватка! Несмотря на всю хваленую палатинскую выдержку "Паннониканцы" не только не смогли откинуть назад нахального Зигфрида со своей дружиной, но и вовсе понесли потери, соизмеримые с потерями конницы!

Тем временем римляне продолжали свое планомерное наступление под градом стрел противника. И планомерное - самое верное обозначение здесь -вместо того, чтобы отправить своих ребят штурмовать стены крепости, римский командующий предпочитал медленное продвижение по всему фронту. Зачем? Ответ на этот вопрос не сохранился в анналах истории...

 

Такая осторожность, если не сказать, нерешительность римлян, не могла негативно не сыграть на ходе штурма - отряд германских общинников на правом фланге атаковал лимитанскую "черепаху", заставив их вступить в кровавый бой и, таким образом, остановив их наступление на стены.


А на левом фланге для римлян все выглядело еще более грустным: платинские ланциарии никак не могли одолеть конников (и на что этим холеным "защитникам дворца" копья?!), так еще и избранные воины варваров, пришедшие ни то из Готискандзы, ни то с Нистры и Танаиса одним рывком настигли и уничтожили отряд римских сагиттариев, пытавшихся, по своему обыкновению уклониться, однако не успевшие это сделать:


Конечно, такая выходка не должна была, и не могла остаться безнаказанной! Посему римский комес решил возглавить нумеров-спатариев и первым нанести удар по избранным воинам варварских лесов и долов!

В тот же момент таран, наконец, достиг ворот крепости.

Однако, хоть ворота, вероятно, скоро прикажут долго жить, есть ли у римлян время?

Ведь на горизонте зазвучал рог, который не светил римлянам ничего хорошего - то был рог варваров-степняков, гордых аланов, приведших за собой славян, дабы вместе с германцами бороться против Римской Империи:

Очевидно, если римляне в самое ближайшее время не

А на левом фланге все было также неопределенно - паннониканским палатинам пришлось утсупить свои позиции, но и конные германцы также не могли продолжать свое наступление, то расстреливаемые лучниками, то римским полиболом (расчет которого к тому времени уже бросил такое неблагодарное занятие, как попытка уничтожить какой-нибудь элемент крепости или тех, кт ов ней засел), однако, в то же время, и не отступавшие. Римские нумеры-спатарии все также отчаянно сражались с избранными воинами, скорее уступая им, но все же не проигрывая бой, изнуряя своего противника тяжелыми ударами своих спат:

Вернемся к штурму самой крепости: попытка штурма стен лимитанами оказалось неудачной - они были отброшены от варварской крепости и были вынуждены отступить.


Вид со стороны варварского укрепления. Пускай германские застрельщики и понесли потери, однако стратегическое преимущество осталось за варварами:

Таран, впрочем, все также продолжал свою работу по выламыванию стен - однако слишком медленно для того, чтобы римляне смогли овладеть крепостью.

Вот только как много времени ему еще понадобится, учитывая прибвшее подкрепление летучей степной кавалерии? Время... все это сражение оно работало против римского командира, и сейчас вовсе не думало менять свою сторону в этой битве.

Покуда римляне старались изо всех сил сокрушить ворота крепости своим тараном, один из отрядов степняков вышел из-закрепости и принялся обстреливать римлян, взламывающих проход, отделявший их от победы.

Тем временем, тяжелые аланские катафраккты уже было изготовились для решающего удара во фланг римлянам, дабы смести их ряды, и сломить эту угрозу, оттесняющую германских воинов все дальше и дальше, как вдруг оказалось, что потомки Туисто вполне и сами могут справиться с наследниками Ромула - бросив оружие и драконье знамя римляне бросились наутек, не дожидаясь стемной брони:

Степняки лучники, в это время уже вышедшие на расстояния оптимальной дистанции стрельбы из лука во всю расстреливали незадачливых римлян, медленно, но верно оказывавшихся в ловушке, в которую их загнал варварский главнокомандующий.

Наконец, очередной залп конных лучников обратил в бегство последних лимитанов, тягавших таран, отчего те, пускай и дисциплинированно, но все равно отступили.


После того, как были откинуты войска и от тарана, и от единственной лестницы, римский игрок приказал командовать отступление - ибо из нерасстроенных отрядов у него под командованием остались лишь отряды стрелков. Достичь цели сценария в сложившихся условиях возможным уже не представлялось...

Поле боя на последнем ходу сражения:

Таким образом, римляне потерпели сокрушительное поражение. Результатом такого исхода стала, прежде всего консервативность римского игрока (то есть моя) и излишняя осторожность, проявленная при штурме крепости отрядов с лестницами - вместо того, чтобы бежать напропалую вперед и ставить лестницы, штурмующим солдатам отдавался приказ осторожно продвигаться вперед. Это была главная стратегическая ошибка, не позволившая выполнить условие победы в сценарии.

Что касается системы штурма крепостей - её еще предстоит доработать до ума - в том виде, в каком оно представлена в "Siege and Conquest" для "ВАБ'а" она малопригодна для "Цезаря", а мои доработки оной все-таки были малопродуманы, так что над системой осад замков придется еще поразмыслить. 

А вот сама система "Hail Caesar" меня продолжает радовать - ни разу не жалею о том. что перебрался с "Warhammer Ancient Battles" на неё, да и другие системы мне совсем даже не хочется пробовать по воинам допороховой эпохи. Разве что, когда-нибудь в будущем обязательно создам и введу карты по типу карт "Тумана войны " как в Force on Force, или же различные карты усилений. А может и карточки именных отрядов, как в "Star Wars: Legion", чем черт не шутит - уж больно мне тамошняя система понравилась, чтобы регулярно в ростер не лазить!

P.S. А теперь о поездке в Северную Пальмиру - увы, из-за некоторых жизненных обстоятельств мы с Аннет на этот Новый Год прибыть не сможем, - а сделаем мы это в конце января - начале февраля 2021 года. Наверное, это даже к лучшему будет - думаю, и большая вероятность будет встретить наших товарищей-варгеймеров, тем паче, что все контакты, номера и явочные квартиры теперь нам известны!

26 комментариев:

  1. Бляха-муха, хорошо. Ну, хорошо же!)))
    Обожаю штурмы крепостей. Вообще молодцы!
    Давай это, не расслабляйся... надо до нг еще успеть сыграть. Пусть и не в "древний ужас", но обязательно сыграть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо.к счастью, богатства валом, можно играть во что заблагорассудиться :) хоть в 19 век, хоть в 20й,хоть в 25й :)

      Удалить
    2. Да, вот чот в этом году подразошлись. Красота

      Удалить
  2. Любопытная игра, хотя (как мне видится) довольно предсказуемая. Количество сил было примерно равное. Вряд ли в реальном мире при таком раскладе, римляне решились на штурм. Ну и цвет Марса не помог. Впрочем, как я понимаю - это уже христиане.
    А так, поздравляю с хорошей игрой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, спасибо :) да, играли не по очкам - я просто на глаз прикинул, сколько нужно сил. В итоге, даже медлил со штурмом стен, что сказалось негативно на продвижении и был закономерно блокирован. Правила нужно на штурм прорабатывать. Но соблюсти при осаде соотношение сторон проблемно - да и крепость маленькая для внутри крепостного маневра. Марс не помог, да, ну так а как же Лабарумы на щитах? И он не был на стороне Рима в тот день... Впрочем, как и в истории :)

      Удалить
  3. Хорошая игра, поздравляю:) штурмы дело полезное. Однако в вашем конкретном случае это было скорее полевое сражение с опорой на крепость. Но тоже хорошо! Такое тоже имело место.
    Трудное дело, что мне видятся штурмы, как такой вид боя, где нужно рассматривать довольно подробно действия одиночных бойцов, или мелких групп. Отрядами по 1000 бойцов не очень удобно манипулировать. И наоборот для полевого сражения такой масштаб как раз вполне рабочий. Поэтому если правила предполагают большие массы войск (пусть даже масштаб условный), то возможно сама механика не позволит создать адекватную модель штурма. Ну это так, в теории:)
    И по-прежнему ждём в гости:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дмитрий, согласен, хотя, в общем мне кажется, что с правилами отыгрыша поддержке в рукопашный это все более менее может сочетаться преемлем. Но тут надо ещё шиурмов пять провести, чтобы понять. Вы ведь тоже хоумрулили штурм? Так то я на опыт твоего аара опираося, им к слову, и вдохновоялся :) а в гости будем, это все непременно :)

      Удалить
  4. С интересом прочитал этот репорт. Очень хорошо, ребята. Штурм- занятие весьма увлекательное и требует достаточно серьезной подготовки. Подкопы, установка мин, форсирование рва, использование осадных орудий. У вас, собственно, получилась попытка штурма, что хорошо, ведь бывало всякое...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентин, спасибо за ответ :) Да, согласен, что штурм требует серьезной подготовки, и уж точно куда как более серьезной, чем была у нас. Собственно, рва, наверное, точно не хватало, хотя штурм то так и так не удался.

      Удалить
  5. Жаль, что до штурма дело так и не дошло в принципе. Было бы любопытно посмотреть как бы это у вас пошло. Я вот к штурмам отношусь скептически, мне кажется не реальным отиграть штурм со всеми теми стильными приблудами, коих было в избытке в позднюю античность - башни, насыпи, слоны, затопление, подкопы, да и как то штурмы выглядять не так эпично, по сравнению с полевыми сражениями, в варгеймерском исполнении. Но посмотреть как пытаются другие мне всегда интересно 8)
    Ну да, может в феврале будет веселеее, все переболеют, поправятся и начнуть водить хороводы 8)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасиибо, Денис :) Вообще фидбэк по штурму на славу вышел! Вообще, надо сказать, что у меня сознание на тему осад достаточно сильно загромождено образом разного рода "Тотал Воров", где решающий штурм в общем, очень примитивен. Собственно да, подкопы, саперные войска и прочее - это весьма интересно, хотя вот даже "Siege and Conquest", на который я опирался, не дает достаточно информации про эти аспекты осады. Может, есть еще какие правила, где что-то можно подсмотреть?:)

      Удалить
    2. Ой, я чесговоря не отслеживал их. Есть кстати правила для Импетуса, но даже мне, поклоннику системы, это кажется странным, такими то базами штурмы отигрывать. Даже боюсь представить что там написано. Капитаны придумывали правила на осаду в рамках системы "Спаиш Фури", можно поискать на Поле Боя, там был перевод, но они больше на настолку смахивают, вроде бы. Были еще правила Саймона Макдауэла (автор Комитатсуса) Цивитатус Беллаторум, там тоже был раздел про штурмы, врать не буду, его я тоже не смотрел.

      Удалить
    3. Денис, спасибо за наводки! Что касается "цивитатуса беллаторум", то поищу его в библиотеке варгеймера. Увы, "Поле Боя" для меня закрыт, так как я не был когда то в нем зарегистрирован, соответственно, скачать ничего не могу, а новых пользователей там не регистрируют :(

      Удалить
    4. Я все перекинул моему тезке - твоему земляку 8)
      Мельком глянул. Испанская Ярость конечно совсем о другом, но вдруг. Остальное хз 8/

      Удалить
  6. Красивый репортаж. Дерюгу, смотрю, светлыми проплешинами украсили. Что касается штурмов, то их действительно тяжело отыгрывать. В значительной мере это связано со схематичностью крепости в масштабе и отсутствием значимого маневра внутри нее. Я отыгрывал штурм лет 15 назад, и это было тупое месилово, кто кого быстрее мясом завалит. Даже штурмовали только один фас крепости, удлинив ее фронт за счет других сторонн.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Сергей :) Хотя фотки на мой взгляд, получились кое-где размыытыми, все же. На дерюгу кстати я давно наследил желтыми и коричневыми пятнами чтобы выглядело неравномерно. Про крепость - согласен. Особенно когда дело касается подставок, размещение оных на крепости - это тоже проблема. Возможно имеет смысл в следующий раз попробовать отыграть с штурмом одного фаса. Что касается мясозакидывания - да, маневра как такового в крепости быть не может, и нужно думать, каким образом все это дело можно (и нужно) разнообразить!

      Удалить
    2. Да какой при штурме маневр? Их и не любил потому никто из штурмующих)))

      Удалить
    3. Базное размещение изначально грешно! Думаю, лучше отыгрывать два фаса, максимально их растянув. Про маневр в крепости я не соглашусь. Он должен быть, но с учетом масштаба его сложно отыграть. Ведь смысл обороны и тогда заключался в том, чтобы вовремя перехватить направление главного удара. В большинстве случаев это направление определялось по бреши, если ее удавалось пробить, но были и другие варианты. Башни, насыпи отыграть можно, а вот подкопы сложнее. Мы отыгрывали штурм по наполеонике в кампании. Получилось месилово, и даже при том что штурмующие были упакованы хорошими войсками по самое не хочу, эти хорошие войска сразу погибали, как только перемахивали через стены. В итоге они кончились.

      Удалить
    4. Возможно, но даже на два фаса этой крепости не хватит. В лучшем случае один. чтобы было что посносить, и где поманеврировать.

      Удалить
    5. Отлично, спасибо Сергей :)))с Наступающим тебя!

      Удалить
  7. Very nice battle report, congratulations! It's always good to see a Late Roman Empire army on the field... Nice fort too !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Grand merci, Philotep, thank you! I try to fight with my late romans as much as possible!Btw fortress of course, is anachronistic - this is the Russian medieval fortress from "Zvezda".

      Удалить
  8. Wow! Spectacular siege - love the fortress and figures!

    ОтветитьУдалить

Конные кельты, пешие кельты и дева щита

Всем привет - вот уже и последний месяц осени постучался в окошко, а репортами с игр я уважаемых читателей все порадовать не могу - а тут ещ...