вторник, 19 февраля 2019 г.

Warhammer Historical: Рим против пиктов

Наконец мы снова собрались поиграть в Warhammer Historical - спустя полгода, с тех пор, как мы играли в него в последний раз. Времени прошло не мало, поэтому что-то подзабылось, что-то  - нет, но в целом - поиграли бодро, ибо научиться в Warhammer играть - все равно что уметь на велосипеде кататься - только сел а ноги уже сами везут тебя! Ах, какое наслаждение вытащить всех этих неотесанных варваров с полки, да расположить рядом с ними древние курганы и капища, созданные непосредственно для этой эпохи!

Как обычно, разыграли битву по классической схеме "Рим vs Варвары", в роли последних выступили пикты с германцами.  Играть нам понравилось - впрочем, как обычно, но появились некоторые мысли о правилах ,которые я хотел бы высказать. Так что сейчас будет отчет по битве, снабженный метаниями "а какие же правила выбрать". Но это - в конце. А в начале - ААР!
Итак, завязка проста, прямо как сюжет старой прусской студенческой песенки - Als die Romer frech geworden, zogen sie nach Deutschlands Norden. Норден, правда. в нашем случае, пиктский. Но и тут как-тут враги цивилизации - германцы, вместе с парочкой славян нарисовались! Выход тут только один- истребить варварское племя под корень, али же самим пасть от меча дикарей!
Поле сражения. Впереди от римлян - густые чащи пиктских лесов, скрывающих их кровавые алтари, и тех, кто эти алтарям служит. На границе одиноко виднелась заброшенная башня, на которой еще какую-то сотню лет назад, не смыкая глаз, стояли легионеры, охраняя лимес от посягательств варварских племен. Но сейчас... эх, легионеры - не вы!

Соотношение сил было приблизительно равное - на стороне римлян было меньше фигур в целом (примерно 75), но у них было качество получше, к тому же, было больше кавалерии - у варваров же было больше сил в целом (около 100 фигур), и целая орда пиктских арбалетчиков - это я, скажу я вам, не иллирийские пращники, тут все серьезно, господа-квириты!

Около римского лагеря , на левом фланге, расположились алы эквитов (свежепокрашенных, о которых был разговор в предыдущем посте в блоге).

По центру была расположена лимитанская и комитатская пехота (два отряда ланциариев, и один отряд спатариев), а с правого фланга - сагиттарии: конные и простые, пешие.
Варвары же расположили свои войска следующим образом: основные пехотные силы расположились по центру, в свою очередь кавалерия пиктов была выставлена напротив конных сагиттариев римлян, а один из отрядов пехоты в свободном строю был выставлен в засаде у капища.
 Пиктская кавалерия на марше.


И вот, сражение началось! Пикты получили инициативу, и, разумным образом, двинули своих арбалетчиков на холм. Варварские же дружины стали обходить холм с двух сторон, но не для того, чтобы взять римлян в кольцо, но для объединения своих изначально разделенных сил. Легкая пехота пиктов - пращники и  копьеметатели отправились через лесок для атаки по легковооруженным римским застрельщикам.

И пикты, занимают холм, который оказался важной стратегической позицией - и подобное расположение могло серьезно повлиять на судьбу римлян, подбиравших к этому холму. Поэтому была предпринята попытка разредить ряды арбалетчиков римскими пращниками-фундиторами. Однако их огонь оказался малоэффективен, а вот ответная стрельба пиктских стрелков, напротив. Итог для римлян был печален - из 8 фигур осталось только две, и они были обращены в бегство.
Вот они, убегают! А тем временем, легионы схлестнулись в поединке с варварскими дружинами:
Сближение...
Все ближе и ближе - и вот уже на следующем ходу противоборствующие стороны вошли в клинч.

Однако обратимся на некоторое время к правому флангу, где находились конные сагиттарии!
Кавалерия пиктов бросилась в рукопашную против сагиттариев - и здесь была допущена ошибка римского командующего (то есть меня): - я отдал приказ на реакцию "стрелять и бежать" - и... кавалерия умчалась за край карты. Хорошо, что хоть на следующий ход вернулась, но преимущество на этом участке фронта все равно было потеряно.
И здесь была допущена следующая ошибка римлянами - когда пиксткие конники понеслись на сагиттариев, последним был отдан приказ стрелять и... стоять. Зачем? - спросите вы. Не знаю - отвечу я. Все сделал наоборот - конные сагиттарии должны были встречать своих контрагентов лицом к лицу, в то время как пешие - убегать со всех ног.

























Итог немного предсказуем - потеряв некоторое количество войск, сагиттарии бросились наутек.

Но не успели они убежать слишком далеко, как они были настигнуты пиктскими застрельщиками. Увидали такое благородные квириты - эдаких разукрашенных чудищ-юдищ из претаннских лесов - и сбежали с поля боя. Насовсем.

Но вернемся вновь к центру. Тут загорелась большая сеча - трое на трое. Мораль (а точнее - боевой дух) войск поддерживали стоящие позади войск главнокомандующие и знаменосцы обеих сторон. Но вот от первого удара отряд лимитанских ланциариев слева дрогнул и побежал наутек. Стыд и позор! А вот отряд варваров двинулся за ним в погоню...


















































...И вот здесь у нас возник вопрос. Может кто играл когда-нибудь, давным-давно, хоть раз по Warhammer Historical -  когда один отряд бросается преследовать другой. но при этом рядом с его флангом находится фланг враждебного отряда- считается ли это атакой во фланг? Или нет? И вообще. продолжает ли отряд свое преследование, ведь по правилам WAB существует "Принцип одного дюйма", который предполагает, что свободное движение невозможно, если между отрядами враждующих армий менее одного дюйма. В общем, мы сошлись на том, что мы применяем то самое правило "одного дюйма", однако фронт и римских и варварских копейщиков смещается на "клинчующий" фланг.

Сагиттарии вернувшиеся с правого фланга, вошли в контакт с варварской кавалерией, наделавшей столько дел, и связала их боем. Результат на сей раз был в пользу сынов Ромула - варварский конный отряд был рассеян. Однако стрелковая кавалерия римлян находилась у самого края карты, и только начинала движение к эпицентру битвы, результат который все более и более явно клонился не в сторону римлян.

Необходимо было срочно исправить положение - как минимум, истребить или запугать арбалетчиков, засевших на холме.Тогда легкая кавалерия на левом фланге отправилась в обход позиций. Но нужно было действовать более оперативно - а потому она была перестроена для атаки через холм, для того, чтобы нанести решительный удар по пиктским манубаллистариям.


























Однако "засадники" варваров сработали оперативнее моих эквитов -  и выбежав с громким улюлюканием из за стен своего капища, напали на кавалерию, связав её боем и помешав её наступлению на холм:
(Холм мы убрали, дабы не мешался - а то подставка выглядела не эстетично, свисая с холмика).
При этом, помимо свзывания боем, кавалерия понесла значительные потери. Маневр не удался - и оставшихся у кавалерии сил было явно недостаточно для нанесения сколько-нибудь значительного удара по варварским силам.
При этом, схватка в центре



А вот спатарии на правом фланге сработали гораздо лучше лимитанских ланциариев, бросившихся наутек от бородатых защитников Британии, и погнав отряд пиктских "барбудос" врезались в пращников, засевших в лесу. Врезались, впрочем, не слишком удачно, - никого не потеряли, но и ни кого не убили. А ведь это были какие-то пращники...
А вот и отступивший отряд пиктов, так и не вернувшийся в строй. Знаменосец от такого аж равновесие потерялся, да так и плюхнулся оземь!

Тем не менее, было очевидно, что один отряд пехоты застрял в лесах, сражаясь с пращниками, второй - сражающийся с варварскими дружинами, врядли продержится долго, третий - побежавшие лимитаны - несмотря на то, что вернулись в строй, стали составлять отряд из пяти моделей. что по правилам означает потерю всех бонусов от строя в битве. Для изначально построенных отрядов это критично. Оставшаяся кавалерия была уже малобоеспособна.
Таким образом, легионеры Рима потерпели поражение. Однако на душе не было грусти,
отнюдь - лишь только в голове играла песня группы Accaept - Fall of the Empire:


И фотографии поля боя на конец сражения:
 Конечно, дееспособные силы у римлян еще остались, но я потерял порядка 60% своих войск, что, думаю, соответствовало "точке разгрома" армии.

Ошибки римской стороны былив неграмотном использовании флангов, в особенно - в неграмотных реакциях на атаку противника. В итоге фланги не смогли обойти противника и войти в тылы, и даже прикрыть свои войска. Пикто-германское воинство же. сосредоточив значительные силы по центру, обратило в бегство силы римлян, и задержало кавалерию, которая мчалась на помощь потомкам Цезаря и Октавиана

Рассеянная армия римлян во всей своей не-красе:

Ну, а теперь к обещанным в начале поста размышлизмам о правилах.

Как заметил камрад Peliken, это нереалистично, что, в случае нападения двух фигур на одну, большая масса никак не учитывается. С одной стороны, я согласен,  но движок игры исключительно пофигурный, а правила сближения с одной фигурой нескольких ожидаемо могут породить тысячи споров, и в данном случае - на мой взгляд - пофигурный расчет есть наименьшее зло. К тому же. формально, масса и разница в ней учитывается в результатах ближнего боя в виде бонуса за шеренги (точнее. за их количество). Вот в "Цезаре" это решается просто +2 или -2 к кубам в зависимости от "огромности"

В WAB нет нормальной стрельбы перед атакой. Либо ты тратишь свое движение на атаку в контакт, либо стоишь и стреляешь - что, на самом деле, весьма странно - ибо те же пилуумы или мартиоплюмбаты метались непосредственно перед столкновением. Как это обыграно в "Хайль Цезаре" (и обыграно ли) я не знаю. Но это не первая система, в которой это не учтено - вспомнить ту же DBS. Но, это наверное, совсем другой разряд варгеймов, все таки.

Кроме того, очень сильно заметно, что  Warhammer Ancient Battles - это ,ка кни крути, - все тот же Warhammer Fantasy Battles, переложенный на почву исторических сражений, без драконов, эльфов и прочих Сигмаров. От этого куча характеристик, и тестов, де факто, излишних - например, максимальный уровень крепости  (Toughness) для любого воина-человека равен трем. Возникает закономерный вопрос: нафиг этот параметр нужен? Или количество атак - практически у всех (кроме персонажей) оно равно единице. Опять таки вопрос - в чем смысл? А смысл в том, что это таже "Ваха": та же игра в фигурки, а не моделирование исторических сражений, то же "ту вунд, ту хит", которое вообще скирмишевое, но тут у нас вроде как битвы армий... Насколько я понимаю, "Хайль Цезаь", от того же создателя Рика Пристли, вырос из этих правил, и имеет гораздо меньшее количество разнообразных, но не нужных характеристик в правилах. По крайней мере, из того, что я в "Цезаре" успел прчоитать.

- Есть ли у "Хайль Цезаря" расписки на эпоху поздней античности? То есть, вроде как имеются правила и расписки на интересующие нас фракции, но в свободном доступе я их не нашел, а цена от 15 до 60 баксов мне представляется крайне кусачей. Хотя краткие расписки есть

- Есть ли правила на осаду? Например для WAB есть целый отдельный сапплимент "Siege and Conquest", с очень подробными правилами на осаду (и как по мне - несколько кривоватыми, спасибо пофигурному движку - впрочем, на практике мы их еще не успели опробовать). Но все же, по "Цезарю" я не встречал подобного. Может, плохо искал?

- Подставочные правила сразу ограничивают возможность применения фигурок в других правилах.- да и за какие-нибудь укрытия ставить подставки уже может стать проблемным. С другой стороны, фигуры на подставке выглядят по диорамному, и перемещать их, а также расставлять в разы удобнее (о-о-о, как же я ненавижу долгую пофигурную расстановку перед игрою!). С другой стороны можно использовать магнитики и магнитную подставку. Но тут "диорамность", конечно, уменьшается. Зато увеличивается практичнсоть и утилитарность. Казалось бы, какие-то странные "заморочки". И... так оно и есть конечно, но меньше их от этого не становится? Красивее, но менее утилитарно, или утилитарно, но менее красиво? Бедный Йорик!

26 комментариев:

  1. Цезарь есть на английском. В ВК мне напиши

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всмысле кор-рульбук или именно расписки?!

      Удалить
    2. У меня сам рульбук на русском и расписки на классический и библейский периоды на английском. Что-то еще дома в оригинале лежит.

      Удалить
    3. Василий, спасибо, а у нас рульбук есть, даже в книжном варианте :) Увы, библейским и классическим периодом мы не занимаемся, по крайней мере, пока :(( Вот по темным века бы где найти распискен.

      Удалить
  2. Не плохо. Но очень мне не нравятся некрашеные фигурки на игровом столе. Всё понимаю. Найдется 1000 объяснений. Но мне не нравятся. А вот что касаемо правил, то сам ищу для себя. Товарищи приглашают обратить внимание на "Гора", но что то меня смущает? Скорее всего то. что по "Гору" мы в тридцатилетку играем, и получается, что просто фишки поменяем?! А это как то мне не очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, увы, в клубе только один я неудержимый фанатик покраса и люстрации непокраса на играх - остальные относятся к этому более чем терпимо (толерантность и до варгейма дошла! :)) А про "Гора" кстати, не слышал никогда!

      Удалить
    2. Есть у него и на античку вариант. Роман Козырев "superjet" всем желающим рассылал

      Удалить
    3. Универсальные правила? Как Art of Tactic? А с ним можно связаться через вк например?

      Удалить
    4. Нужнн Гор? Как тебя найти в ВК?

      Удалить
    5. Ну, думаю, проблема решена? Денис обеспечит правилами.

      Удалить
    6. Денис, в вк меня нетуть, но есть Денис (ака Антихарассмент, ака Гуд Ребел Вейдер и т.п.) - можешь ему написать? Я его предупрежу, чтобы открыл личку: https://vk.com/id297352912

      Удалить
  3. На самом деле, то что базовое базирование сужает вариативность правил - странное заблуждение. Используя базы типа наших, фронтом 6 см, можно играть в Хай Цезарь, Импетус, Комитатус и Дюкс Беллорум и конечно же Гор, это я так добавил, для прикола. Да, скирмиши и штурмы крепостей проходят стороной, но вариативность правил все равно нормальная. Большинство современных систем ориентируются примерно на одинаковую систему базирования.
    Кстати, вот для вашего не большого количества фигурок подошел бы наверное Базовый Импетус, для увеличения кругозора. Расписки там есть. Поставить фигурки на картонки и отиграть пару-тройку игр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, пролистывая правила на древние времена я это заметил. Сам кстати как-то надумывал в "Комитатус" поиграть - но в свое время отбросил идею как раз из-за "подставочныости", плюс, показалось, что для него нужно очень фигур. А вот то, что осады стороной обходят, меня архипечалит - как будто не было великих штурмов! Хотя даже для WAB они несколько костыльные, с неочевидной системой замещения фигурок на стенах. С другой стороны, наверное, осадам уделяется мало внимания так как с подставками их проводить относительно непросто.
      А вот что касается "Импетуса" - тут у меня синдром утенка, ибо прочитал как-то я на сайте "Стратег" критику "Импетуса" и с тех пор как-то и охладел к системе. Хотя по ней многие играют, как я понял.

      Удалить
    2. Осады вообще проводить не просто, со всеми тонкостями настоящей осады, все правила моделируют один единственный штурм 8(
      Если верить всему что пишет Сергей ака Стратег ака Сосер, то надо бежать играть по его системе 8) При этом ВАБ он обделил вниманием исключительно из брезгливости, а Импетус считает правилами наиболее близкими его видению варгеймов.
      Но я рекомендую посмотреть Базовый Импетус, там не очень много понадобится фигурок, паче можно под экономить за счет баз. По идее не сложная и достаточно четкая система, главное там есть все нужные листы и перевод правил. Сам я к сожалению в неё не играл, но надеюсь это когданить поправить.
      А Терри Гор это дядька который написал ряд правил от антички до ренессанса. Для своего времени достаточно годные, но по нынешним временам они смотрятся очень громоздко.

      Удалить
    3. А я полистал его "Стартега" да и не въехал, сказать по честному. А в статье про историю варгеминга в России, уже не помню за каким авторством, держатель сайта описывался как готовый играть "даже литниками" :) но это ваши, питерские терки, я полагаю :))
      А базовый Импетус я скачал, 10 страничек, это кончено заманчиво :) Но сейчас стоит вопрос (по краййней мере, у меня) о переводе фигур с единичных подставок на базы 6х2 см - как я понял, они относительно универсальны сейчас. А то сегодня из своих боксов вытаскивал фигурки, чтобы выставить на полочку- и как всегда люто задолбался с этим делом.

      Удалить
    4. Большинство правил на холодняк не предполагают глубоких построений, если это не касается «пикинеров», по этому можно ставить на более глубокие поставки сразу в два ряда, линия будет смотреться более внушительно. Вот в наших играх мы используем базы 40мм глубины, правда от части в связи с магнитным базированием, для себя я выбрал квадраты 60 на 60, удобнее в транспортировке и оставляют место для маленьких украшательств.

      Удалить
    5. Как я понимаю, пикинеров и варбанд варваров. Тогда, думаю, и мы будем ориентироваться на кратную систему базировани. Будем учиться у города-побратима! :)

      Удалить
    6. Я тут насоветовал всякого, а тут понял, что у вас фигурки - 72й масштаб, они помельче и на базу их надо побольше. Может надо ориентироваться на базы для 15мм или что-то другое придумать, чтобы смотрелось красиво 8/

      Удалить
    7. Да это так. Но я подсчитал, что 6 на 2 см. базы должны нормально смотреться, плюс, они подойдут и на большинство современных систем, в т.ч. на "Комитатус", который я сейчас активно изучаю. Некоторые я оставлю на индивидуальных подставках - например, застрельщиков.

      Удалить
    8. Комитатус очень крут, имел на него виду, но нет к сожалению заинтересованных людей, да и масштаб армии там конечно не скирмишный

      Удалить
    9. А мне так показалось, что фигур на него надо чуть ли не меньше, чем на "Цезаря"? Вот маркеров надо побольше, это да

      Удалить
    10. Древо Битв, по которому мы играем 15век это мод Комитатуса. Мы играем с тремя типами маркеров -ДП, беспорядок и град стрел. Не лишним было бы ввести маркер остановки. В целом не мало, но игре не мешает

      Удалить
    11. А мод хоумрульный или официальный?

      Удалить
    12. Как минимум, автор один и тот же. Но они не коммерческие и мене проработанные, лучше их читать имея под рукой Комитатус и вообще, знакомство с этими правилами будет не лишним, чтобы понять некоторые нюансы правил. Переслать?

      Удалить
    13. Спасибо, буду знать, что есть, но пока не потребно, ибо сначала с базовым комитатусом треба ознакомиться))

      Удалить

Конные кельты, пешие кельты и дева щита

Всем привет - вот уже и последний месяц осени постучался в окошко, а репортами с игр я уважаемых читателей все порадовать не могу - а тут ещ...