Неоднократно в нашем блоге вы, уважаемые читатели, могли видеть проект Сергея по его османиаде - однако еще ни разу в нашем блоге не было репортажей с тех боев, в которых участвовала его турецкая армия. И вот сегодня этот досадный просчет будет исправлен, ибо я представляю вам репорт игры, которая проходила в эту субботу. На поле боя встретились турки наполеоновской эпохи и русская армия. При этом турки должны были брать числом, а русские - умением. Что из этого вышло, читайте в сегодняшнем репорте!
Следует мне сразу заметить, что это не первый раз, когда Сережины турки выходили на поле сражения, но первый раз, когда это будет задокументировано в нашем блоге - до этого мы проводили пару боёв, которые были отражены в вк-шных записях. Играли мы по хомрулам Сергея, написанных еще в 90-е года (если мне память не изменяет; ну он в комментариях поправит если что). Правила пофигурные, при этом количество фигурок на сторону - от 150 и до скольки хватит сил. В первый раз в эти правила я играл ,кажется ,в 2019 году, и они мне очень, очень сильно не понравилсиь. С тех пор Сергей провел несколько значимых модификаций, которые сделали геймплей гораздо более интересным. Не все еще приведено в порядок, но об этом будет в конце поста.
Итак, сценарий. Ну... русские встретились с турками в чистом поле, с соотношением сил 140 русских против 200 турков и их "друзей" из числа черкесов и других мусульман. Задача - убить всех врагов. Поле боя на начало сражения:
Тут я должен отметить, что правила, вроде, не предусматривают точки разгрома армии, или что-то вроде того, поэтому они получаются крайне "мясными" - полное уничтожение отрядов не редкость, а правило.
Левый фланг турков был представлен кавалерию, коею вы могли лицезреть в прошлом посте блога. Показала она себя в битве, несмотря на свою архаичность, весьма и весьма неплохо:
Тут же были и боевые черкесы, так в бой, впрочем, и не вступившие до самого его окончания:
А с правого фланга, на холмике, стояла турецкая артиллерия:
Русская пехота на своем левом фланге охраняла артиллерию, готовясь, в случае нападения кавалерии, встать в каре - что, к слову, и было сделано в ходе сражения.
С правого фланга у русских притаилась такая вот дедовская пушка. "Василиск"? В общем, как оказалось, пушка эта вообще была турецкая, от фирмы "Хаген". Сергей мне её выдал для красоты. Соглашусь - "старорежимные" орудия выглядят гораздо лучше, чем уродливые поделия от старого "Хат'а"!
Ну и конечно - какая наша игра, да без свиней? Оные мирно паслись в хлеву всю игру, не придавая не малейшего внимания движению обеих армий.
Итак, бой начался.
Первыми в бой выступил отряд казаков. Идея была поразить османскую кавалерию, для того, чтобы та не беспокоила никоим образом остальные войска своим огнем.
Тем же самым временем турецкая кавалерия, артиллерией не обстреливаема, шла в обход, со своего правого фланга, дабы зайти русским в их левый фланг.
После обстрела, низам перестроился в цепь, дабы избежать дальнейшего урона от артиллерийских выстрелов:
Как и предпологалось, турки пошли в атаку на русскую пехоту, которая выстроилась в одно большое (батальонное?) каре:
Турецкая кавалерия, впрочем, каре атаковать не стала, а решила атаковать "Единорога", стоявшего совершенно неприкрытым:
Артиллеристы при приближении неприятеля бросили орудие и также встали в каре к стрелкам.
Артиллеристы при приближении неприятеля бросили орудие и также встали в каре к стрелкам.
В это же самое время отважный турецкий низам форсировал мост через прудик, дабы проредить русское каре так, чтобы его могла поразить турецкая кавалерия.
И, несмотря на то, что ряды турецкой конницы были значительно прорежены залпами квадратного построения (один из полков-дели даже ретировался от своих потерь), каре все-же получило достаточное количество повреждений, чтобы быть успешно атакованными кавалерией без особых для неё потерь:
Из русских войск, после поражения последнего каре, боеспособным остался один пехотный полк, который еще мог бы посражаться. Но ваш покорный слуга к этому моменту уже изрядно выдохся, да и мы пришли к выводу, что пат тут не сделать, поскольку у османов осталась боеспособная артиллерия, которая со временем просто расстреляет оставшийся отряд русских.
Османская кавалерия, действительно, предпочла прямой атаке, обтекание каре, отдав честь стрелять по русской пехоте перешедшему по мосту через лужу оттоманского низама. На подмогу к низаму выдвигались и янычарские орты - на фотографии они ушли за фокус камеры.
Кстати, а знаете ли вы, что "Оттоман" - это англификация имени "Осман"? Дело в том, что "Осман" - это, В свою очередь, тюркизация арабского имени "Усман", которое может быть записано на латынице как "Uthman", а читаться как "Атмэн". Вот такая вот история, почему у нас "Османы", а за бугром - "Оттоманы". Э-э-э...простите, отвлекся.
С правого же фланга русские вывели свою пехоту из за забора, за которым она пряталась от турецкой артиллерии - прятаться смысла совсем никакого не было, как оказалось, поскольку артиллерия, если стреляет не картечью и не бомбами, наносит смехотворный (как мне показалось) урон. Были выведены и егеря для охоты на пушкарей, но вскоре они были переориентированы на борьбу с турецкими "желтыми пижамами".
-В то же самое время, несмотря на то, что каре было уже очень сильно проряжено, османская конница предпочла взять более простую цель - а именно расчет "дедовской" пушки.
В свою очередь, русское батальонное каре было перестроено в линию (на фотографии этого момента нет), для того, чтобы дать эффективный отпор янычарам и низаму. Низам оказался невероятно стойким - он сбежал с поля боя только после того, как из отряда, кажется, в 30 фигурок, у него осталось буквально пара (!) бойцов. Харизма генерала в текущей итерации, конечно, черезчур уж много решает.
Второй же русский полк, дабы защититься от налета турецкой кавалерии, передислоцировавшейся на русский правый фланг, также перестроился в каре. На сей раз, впрочем, эффективность этого второго каре была куда меньше, чем первого каре, с левого фланга - ибо теперь по нему стреляла и турецкая артиллерия, и низам, да и вообще все, кто только мог дотянуться.
-
Вот и поле боя на конец сражения:
Кстати вы можете видеть справа на фотографии четырех казачков, которые очухались от обстрела артиллерией на первых ходах игры. На последнем ходу они бросились против османской кавалерии, что врядли сыграло бы какую-нибудь роль, однако не упомянуть о том, что не все казаки разбежались, я не мог.
Итог: османский маленький оркестрик под управлением паши играет победу!
Вот так и закончился бой. Скажу честно, меня в этот раз он изрядно утомил, в два предыдущих раза, которые мы играли по тем же правилам, я такого не наблюдал. Да и написание сего репорта далось мне тяжеловато, поэтому прошу простить за малое количество текста.
Касательно правил, у меня есть несколько претензий, которые лично мне мешают получать полноценное удовольствие от игры. Во-первых, неясный масштаб действия, где мы, по сути, играем в скирмиш на много-много фигур (сюда же и приказ о перезарядке шеренгами), но при этом правила предполагают "коробочный" варгейм. Во-вторых у юнитов нет никаких зон контроля, и они могут свободно перемещаться, как, опять же, в скирмише, но учитывая "коробочность" движка, это выглядит странно. Ну и в третьих, игра на двести фигур на сторону без подставок - это просто неудобный архаизм. Это некрасиво и отнимает много времени на расстановку (мы раскладывались полтора часа), приводит к слузгиванию краски на фигурках, это неудобно, потому что-нужно убирать потери. Но Сергей, увы, менять это дело не хочет - остается надеяться, что он когда нибудь оформит черные магнитные подставки, чтобы они не выбивались из общего фона. К слову об играх на одиночных подставках - у нас в клубе так играю в "The 9 age fantasy battles", которая является духовным наследником почившего в бозе "Warhammer fantasy battles". Там история похожая - полтора часа расстановки, затем шестичасовой марафон (правда, когда мы уже все собрали и ушли, на тамошних столах еще продолжают сравнивать "WS" c "BS").
Но вот что будет изменено, так это правила на мораль. Пока что бой идет до последнего солдата, и это как-то нехорошо. Решили подумать над тем, как можно сделать войска более бегущими, и уже появилось несколько идей. Благо у нас хоумрулы, а значит, поправить разного рода недостатки, - дело желания и времени. За это я и люблю историчку. Хотя я бы и в другие правила на наполеонику тоже хотел бы сыграть, желательно, чисто подставочные, дабы избегать долгой расстановки - но только вот Сергей ленится читать правила, а это грешно! Так или иначе, уверен, наполеонику, в том или ином виде вы в блоге у нас еще неоднократно увидите.
Ah, very cool - Russo-Turkish War also is of interest!
ОтветитьУдалитьThank you, Dean! We will continue our Russo-turkish fights, indeed!
УдалитьThis war is not so popular in wargame, but it no less interesting than other wars of this period
УдалитьПитерский скирмиш, б-г-г-г
ОтветитьУдалитьВладивосток как Питер. Даже свой Невский проспект есть. Правда как под кайфом
УдалитьНеплохой был бой. С моей точки зрения, удалось достичь почти нужного баланса. Требуется немного подправить стойкость солдат, генеральскую харизму и ее влияние на солдат. Русские потерпели поражение, потому что разделили свой боевой порядок на две почти равные части, что хорошо видно на втором фото. И эти части были связаны только артиллерией, прикрытой тщедушным эскадроном драгун. В этом виноваты не кубы. Эти части вынуждены были действовать обособленно и не могли надлежащим образом поддерживать друг друга. В итоге треть русской армии - полк в шинелях - длительное время если не бездействовала, то почти никак не влияла на исход боя: не угрожала врагу, не наносила урон. У турок не хватало приказов для охвата всех подразделений, поэтому часть из них стояла в тылу, но у русских приказов было в избытке.
ОтветитьУдалитьЗамечание про черные подставки обосновано. но других пока нет. В идеале - жестяные поставки.
Спасибо за комментарий. Я бы ещё добавил, что про то, что пушка является гаубицей уже только после расстановки - так бы убрал на край поля, и прикрыл бы пехотой. Никак не могу приноровиться, что урон наносится очень постепенно, и что с одного выстрела в бегство обратить войска нельзя. Считаю ещё, что необходимо ввести зону контроля, либо как то прикреплять командира, для того, чтобы были возможны маневра, когда кавалерия перенаправляется на другую цель, будучи под опасностью атаки более близкой цели. На кубы не жалуюсь, благо, они в этих правилах мало что решают.
УдалитьНу и маркеры для стрельбы шеренг добавить. Хотя я бы эту фичу вообще убрал.
УдалитьПрикольно смотрится игра. Мне в свое время казалась интересной идея собрать турок, благо в 28 мм они имеются на наполеонику. Но все таки я этот исторический период слишком сильно не люблю, идея была заброшена. А вы молодцы, красиво вышло
ОтветитьУдалитьСпасибо, Денис, опередил ты меня - я хотел сначала оставить коммент на твой пост:) что касается наполеоники - я тоже этот период не люблю, но за компанию, чо уж и нет. Тем болеее, что фигурки тащить не надо мне, только моему оппоненту :) удобно. А вообще наполеоника Сергеем собиралась в разные периоды, поэтому качество покраса тех или иных фигур очень сильно различается и бросается в глаза.
УдалитьНу что же? Молодцы. По мне впечатление неоднозначное. Но попробую по порядку:
ОтветитьУдалить1 Фигурки представленные в пред идущем посте на порядок круче. а то и на два порядка. круче покрашены.
2 Рассуждения о формате игры мне не понятны. вы же сами апеллируете понятием полк. полки. а на столе 150 фигурок в трех подразделениях, так что это за скирмишь? Или что это за полк в 20-30 человек? По мне так это обычное масштабирование в проценте. Затем кубики. Часто слышу о невезении на кубиках и отсюда результат, но мой личный опыт подсказывает. что конечно кубики важны, но они не решают исход. так что я тут полностью согласен с Сергеем, надо искать причины в тактике. ну в черне. пожалуй это и все. О 1/72 масштабе говорить не стану (тут дело вкуса) о манере изложения репортажа то же. Ну, а про свиней в храме названном почему то хлевом? и говорить не хочется. :)))
Вот как то так.
Спасибо за комментарий Алексей! По порядку:
Удалить1) По поводу фигурок и различия в покрасе - ну это я в посте отметил.
2) Ну "полк" - это очень условное обозначение. Правильнее здесь было бы сказать - юнит. Но постоянно писть в репорте о юнитах - это так-себе, как по мне. ВО вторых, праивла и их масштабируемость. В одной фигурке может быть и 30 солдат - и тогда здесь уже плюс-минус с отображением количества фигур неплохо - но тогда почему полк может потерять 90% своего состава и не дрогнуть? Вообщем вопросы-вопросы, и мне такое в правилах не по нраву. На кубики вроде тоже никто не жаловался - тем более они в правилах решают мало. Мне, вообще, нравится, когда от кубиковзависит гораздо больше, поскольку это дает более интересные ситуации в виду рандомизации ситуации. Ну а на художественное изложение уже сил не осталось - поэтому и стиль "у попа была собака, он её любил".
1. Здесь участвовали и фигурки, в том числе, из предыдущего поста. Качество покраса сильно разнится. Но я не хочу перекрашивать старые фигурки, быть может, только переделаю поставки. Во-первых, перекрашивать долго и муторно, а во-вторых, надо новых солдатиков делать. Всё требует времени.
Удалить2. Полк- условное понятие. Правила старые: первые игры были еще году так в 1994м, а может и в 1992м. Возможно, полк в 40-50 чел вырос из стандартного набора, а возможно, в результате эволюции правил сбалансировался до такого числа. Я бы не стал относить эти правила к скирмишу. Отсутствие конкретного масштаба, как например в правилах Брюса, скорее говорит о некоем абстрагировании от чисел, т.к. на поле боя имеют значение собственно фигурки, а не призрачные цифры, которые они имеют в виду. С другой стороны, при таком числе фигурок более-менее можно отражать тактические особенности соответствующих подразделений: например, построить из 20 фигур (батальона) каре, чтобы вторая шеренга помогала отбиваться от кавалерии, - нереально, а из полка - можно. На деле, каре менее полка были редкостью, чтд.
Так у тебя все вычисления идут от фигурки. Фундамент механики - отдельная фигурка. Чем это тогда не скирмиш?
УдалитьВозможно я не прав, поправьте меня. Но по мне скирмишь - это реальное отображение фигурка - человек. Если присутствует масштаб все равно какой 1 к 10-20 или 1 к 2 - это уже не скирмишь. Ну а кроме понятия полк есть взвод, рота, батальон. Что вы к полку прицепились? В комментарии я его применил из вашего же текста.
ОтветитьУдалитьА если откровенно, то по мне правила в которых которые претендуют на исторический варгейм присутствуют понятия группа или база (изначально) вместо взвод, рота, батальон не интересны (как правило). И много я их для себя забраковал по этой причине. Так как если есть путаница в терменологии, будет и большая в плане движка. Но это мое мнение и я никого не к чему не призываю. Играете? Молодцы!!!
Слава богу.
Так то оно так 1 фигурка - 1 человек. Но если все игровые механики рассчитываются от фигурки, то тогда етсь ли разница, сколько человек мы представим в одной фигурке- одну или десяток? Пофигурные правила для меня, посему, являются переусложненным скирмишем, и, в конечном счете, игрой в солдатики, а не в генералов. В этом есть свои плюсы. но минусы для меня перевешивают. По поводу праивл, которые претендуют на исторический варгейм: ну смотри, Болт Экшн казуальная аркада (это хорошо) но определенный уровень там сохраняется. Нет претензии о том, что по механикам "Болта" можно отыграть Курскую дугу или Иво-дзиму. На самом деле ты поднял интересный вопрос, Алексей, о котором мы тут неоднократно задумывались. Ну, по крайней мере я и Денис :))
УдалитьТоже считаю, что в скирмише упор делается на максимальную количественную достоверность и низкий уровень командования. В правилах из отчета многое решают генералы - сиречь это не скирмиш. А вообще мне все равно, скирмиш или нет.
УдалитьНу я и в "Bolt" стараюсь отыгрывать крупные сражения, не целиком а по кусочкам, вот в субботу третья игра планируется под общим названием "Битва на Бзуре" :) А исторично или нет? Так это скорее в головах. Надо стараться мыслить не спортивными мерками сегодняшнего дня, а понятиями времени игры. Вот у вас к стати, Да никто бы пушку не бросил. слишком дорога она. не артиллеристов в каре пустили бы, а пушку заволокли. А у вас её супостату без боя отдали. Вот где историчность.
УдалитьБросать пушки было обычным делом. Тем более при атаке кавалерии. При Ватерлоо британские пушкари прятались в каре. В нашем случае дотащить пушку до каре или каре до пушки - не успевали.
УдалитьВыглядит всё довольно не плохо. Возможно помогут треи, чтобы ими заменить магнитную ленту. На счёт того, что юниты могут свободно перемещаться без приказа, если я правильно понял из написанного. Над этим нужно поработать, это уже как-никак 19-й век. Но вся прелесть хоумрума, что нет предела совершенству. Молодцы!!!
ОтветитьУдалитьТак все правила стремятся ограничить инициативу игрока, сократив возможность "атаки врага в прыжке с одновременным обстрелом правового(левого) фланга". У Владимира претензия, что кавалерия может обтекать каре, атакую другие незащищенные цели, насколько я понял.
УдалитьСпасибо за комментарий, Михаил! Да, у меня вобщем два вопроса- по зонам контроля и свободе передвижения по полю боя, ну и по боевому духу.
УдалитьSplendid armies during this most interesting Russo-Turkish war, wonderful pictures!!
ОтветитьУдалитьThank you a lot, Phil! Yes, the history of this war is quite interesting!
Удалить