Страницы

вторник, 29 сентября 2020 г.

Hail Caesar. Смерть, кровь и грязь у подножия базилики

Что-то все 28 мм , надо и про правоверный 72-ой написать - наверное, Уже соскучились по вестям из этого масштаба. Что-что? Не соскучились? Давайте снова 28 мм? Ну это... в следующий раз. А сегодня я хочу поделиться репортом о битве, в которой мы в первый раз полноценно поиграли в "Цезаря" с правильным прочтением правил и использованием особенностей всех армий. Игра была во многих отношениях экспериментальной, а почему- расскажу ниже. Следите за руками.... я хотел сказать, за текстом...
А началось все с того, что я подумал -  а как сделать игру на стандартном столе метр на половину интересной в контексте системы "Хайль Цезарь"?  Ведь на такой стал ни много отрядов ни поставишь, ни маневрировать не удастся толком. Будет ли таковой эксперимент удачным? Тогда, подумал я, если возможность получения веселья от непосредственно процесса может быть сильно ослаблена из-за ограниченных условий, то основную тяжесть от этого самого получения веселья нужно перенести на элемент, который мы в наших играх очень часто (и совершенно незаслуженно) игнорируем - подготовка к сражению.

Таким образом, эта самая подготовка была разделена на две части: на выбор армии и на случайную генерацию поля боя, доверенную кубику, перед началом сражения. Идея состояла в следующем - каждый из игроков подбирает такую армию на ограниченное число очков (в нашем случае - на 150), при этом, не зная, какую армию выберет оппонент, а также не зная и задачи на сценарий. И это действительно было весьма интересн, хотя бы потому,  что необычно- предугадать, какие войска выберет противник, дабы противопоставить им те силы, которые еще и удачно будут смотреться на неизвестной до сражения для полководца местности!

Генерация террейна была взята из Warhammer Ancient Battles, как и генерация погоды. Нам выпало условие "Грязь". Кубик, кстати, бросали три раза - до этого был "Снег" (что странно при зеленом террейне), а затем "Невыносимый зной" - но это давало бы слишком сильный, как нам показалось, малус римлянам, поскольку их армия была более одоспешенной, чем варварская. Грязь же сокращала движение на один дюйм пехоте и на два - кавалерии - не самый интересный погодный эффект, который, тем не менее, очень удачно вписался в наши условия кухонного стола.

Играли, как я уже сказал, на 150 очков, по полководцу на бригаду (бригада тоже была одной единственной для каждого игрока). На стороне варваров были следующие отряды - торп избранных воинов, два торпа германских дружин-переселенцев, готские лучники и конный гастальд герцога. Сторона римлян выставила когорту батавов-палатин, когорту комитатских спатариев, алу катафрактов, алу скутариев и небольшой отряд конных саггитариев. Обе стороны имели по одному главнокомандующему. 

Задача была следующая: варвары должны были поджечь храм на холме, а римляне, соответсвенно, этого не допустить.

Поле боя на начало сражения: - мне выпала инициатива, поэтому я выставлял войска первым (и играл я за германцев), Аннет - второй.


Позиции варваров:


Как я уже сказал, мне выпала возможность ходить первым и германцы начали свое планомерное  выдвижение на позиции римлян.

 Основной идеей германского конунга была следующей-  отправить конный гастальд на римских катафрактариев, и, будучи прикрыт своей пехотой, разгромить самый опасный отряд протиника, а затем всей кучей навалиться на оставшихся римлян. Посему и выдвинувшийся вперед конный гастальд хунно был прикрыт пехотой.

А вот избранные войны, видать, решили, что они слишком уж избранные и ослушались приказа! Решили постоять, погреться в лучах теплого солнышка у поля пшеницы.
Впрочем, планов конунга это не разрушало.
Римляне же отреагировали выдвижением конных сагиттариев для ослабления германских конников:

И им это удалось! Обстрел оказался вполне удачным.
На следующем же ходу случилось то, что должно было случиться: нашла сила на силу - конные германцы напали на римлян (на превью именно столкновение катафрактов с гастальдом показано). Катафракты устроили контратаку, и завязался кровавый бой.

В ожесточенной и быстрой рубке, которая последовала за контратакой катафрактов, в сражении столкнулись две кавалерийские традиции - римская (хотя римская ли, а не сарматская?) и германская.Много крови лилось, но больше римской пролилось лишь крови германской, да так много, что гастальд дрогнул, и будучи полностью разбитым, бежал с поля боя!
Воситину, это был черный день для германцев! Сотня бравых мужей, избранных воинов герцога и конунга отправилась на тот свет - другие же бежали, покрыв свое имя и имя отцов своим несмываемым позором. Как бы то ни было, гастальд, как боевая единица. перестал существовать. Конечно, катафрактариям крупно досталось, и их ала была в состоянии, близком к дрогнувшему, что впрочем, не помешало им победным маршем врубиться в строй общинников с фрамеями, прикрывавшим до сего времени конный гастальд:


После разгрома элитных конников германские-копейщики были, конечно, в потрясенном состоянии - и, вероятно, если бы не поддержка их с правого фланга их сородичами, то и они бы, уподобившись конным готам, бежали с поля боя. Тем временем, конные сагиттарии римлян зашли в тыл и начали планомерный обстрел незанятых  в ближнем бою германцев. Маневр римского командующего удался.
Однако следующие события привели к тому, что могло привести к изменению баланса сил в сражении.
Во-первых, ала скутариев совершенно неожиданно (очевидно, получив какой-то неверный приказ) отступила с поля боя.
Во-вторых, римский командующий предпринял действие, более близкое, скорее, поведению какого-нибудь готского куннингаза (хотя кто знает, что  за родословная была у этого квирита, выбившегося в генералы?) - а именно, вызвал германского конунга на поединок. Естественно, конунг принял этот вызов:

Битва командующих, в итоге, была крайне длительной, и заняла несколько ходов, в течении которых ни римлянин, ни германец не могли отдавать приказы своим войскам - однако для германца это было не столь критично, ибо все их торпы двигались по инициативе до сближения с врагом, а римлянам требовались отдельные приказы в виду их удаленности от противника.

Общая картина боя где-то в середине сражения:

Левый фланг сражения выглядел так: гемранские воины-переселенцы давали отпор закованным в броню "танкам" поздней Античности - уже изрядно измотанным и потерявшим немалую часть своей боеспособности. 


И, надо сказать, германцы в этом противостоянии наглядно показали,  что технологическое превосходство не всегда дает неоспоримое преимущество. Уставшие катафракты, в итоге, растеряв свой напор и поломав свои контосы, уже просто были стаскиваемы со своих седел озверевшими готами, как то уже было в битве при Страсбурге. Оставшиеся катафракты ретировались, и как боевая единица, этот отряд был навсегда потерян для римского командующего.

А тем временем, на правом фланге, завязалась битва между батавами и германскими избранными воинами:


Батавы, в первом раунде сражения, будучи отогнанными в пшеничное поле, вернулись в строй и предприняли контратаку против германцев. Оно и понятно - если бы когорта палатинских ланциариев не выстояла бы, это означало вероятную победу варварской стороны, поскольку путь на храм был бы открыт!
Избранные воины, уже изнуренные атаками палатинских пилумов и мартиоплюмбат вновь встретили отогнанный было, как я уже писал выше, отряд батавов. И хоть избранные воины германцев и сражались храбро, этого было мало - организованность римлян в этот раз принесла больше пользы, чем бешеный натиск варварских дружин - итогом стал полная дезорганизация и разгром избранных воинов!

Да, этот указующий перст с черепом и костями в итоге, собрал немалый мрачный урожай!

Силы батавов, правда, были на последнем издыхании, и когорта, вопреки командам центуриона могла дрогнуть в любой момент, а командующий армией в это самое время никак не мог вдохновить своих воинов, поскольку участвовал в жаркой битве с дружиной германца-неприятеля!

На левом фланге комитатские спатарии, решили встретить своего неприятеля стеной мечей, дабы не дать германцам продвинуться глубже, и разорвать римские позиции:

А что же было с командующими, которые участвовали в жестокой схватке (правила поединков, я, кстати, позаимствовал из "Комитата" Саймона Макдауэлла)? Ну, римских командующий, после получения первого ранения нанес ранение германцу, затем еще несколько раундов битва была безрезультатной, покуда готский конунг не нанес меткий удар сначала копьем, а затем и мечом по римскому полководцу, отчего тот свалился с коня на грешную землю...

Победа! Германский конунг, прихрамывая, подошел к телу поверженного врага в окружении своих другуле, и, отсеча голву римлянину, привязал её за волосы к боевому знамени. Германцы, увидавшие смерть вражеского военачальника оживились, и даже те, кто дрогнули, вновь вернулись в строй с полной решимостью продолжать битву до конца! На этом моменте чаша весов качнулась в сторону варваров.

Тут же был произведен новый римский командующий - один из верных комитов павшего командира:
С одной стороны, новый командующий. конечно, был не столь умен, как его собрат, с другой это позволило освободить нового командующего для, собственно, командования - при этом, все войска уже находились друг от друга на таком расстоянии, что могли действовать по инициативе, без приказов непосредственно командиров.

А вот что произошло неожиданной - так это возвращение скутариев из-за края стола! Крайне неприятная новость для германца:

Комитатские спатарии же, вступившие в бой с германцами, в итоге был оттеснены, -   однако совсем не разбиты или дезорганизованы!

А готские лучники были отогнаны легкой кавалерией римлян - что интересно - прямо к тому храму, который и был целью сценария!
Сейчас я думаю, а зачем я так сделал? Зачем я приказал готским лучникам отступить? Это в общем было опасно, поскольку лучники могли быть полностью рассеяны, в то же время, настигающий их отряд был не меньше по размеру, так что готы могли вполне обоснованно дать сдачи! Короче, хорошая мысля приходит опосля!

И вот, когда, казалось, победа германцев уже блика - Фортуна, забытая римлянами-христианами, отвернулась от них и теперь благоволит дикарям из сосновых боров севера Европы! Батавы были дезорганизованы, комитаты отступили, готские же лучники вплотную приблизились к римскому святилищу, уже готовые поджечь этот ненавистный символ римского могущества. Но...
Как всегда, когда исход битвы балансирует на тонком тросе, то все может изменить любое действие, как гирька, склоняющая чашу весов в ту или иную сторону.

Этой гирькой и стало возвращение скутариев, которые, повинуясь  призыву уже нового римского командующего, вернулись в строй, и атаковали германских пехотинцев. Кроме того, пробегавшие мимо конные сагиттарии так мастерски обстреляли отряд германцев, который, для повышения их боевого духа возглавил готский конунг, что им пришлось отступить назад, тем самым, лишив другой германский отряд поддержки перед лицом наступающих на них скутариев.

Фотография внизу показывает нападение блудных скутариев, которое и решило исход боя:


Отступивший под выстрелами конных сагиттариев торп германцев: 
К слову, неясно - возможно, отступать он должен был не по направлению к точке расстановки, а от обстреливавших их саггитариев? Впрочем, исход боя это точно бы не поменяло из-за того, что отступивший отряд все-равно бы оказался вне расстояния возможности оказания поддержки.

Собственно, учитывая то, каким истощенным был отряд германцев, которые подверглись атаке скутариев, исход столкновения был  предрешен - германцы бросились в бегство.

Поле боя на конец сражения:

Итог таков - римляне потеряли один отряд и полководца, варвары - три отряда. При этом римляне не дали спалить храм германцам, а значит безоговорочная победа остается за сынами Ромула! 

Мы не ставили ограничения по ходам, но кажется, их было около восьми или девяти, что не мало, игра заняла порядка трех часов - впрочем, это потому что мы еще смотрели в правила порой по долгу, или отвлекались на другие моменты- в чистом виде, она, пожалуй, заняла бы, пожалуй, около полутора часов.

Игра получилась крайне захватывающей и драматичной. Удача сначала была на стороне римлян, затем - германцев, но, в итоге, Фортуна была на стороне того народа, который её чтил как богиню много столетий.

 Кроме того, думаю, чисто эстетически лучше, когда конных застрельщиков представляет не одна подставка, а хотя бы парочка. А то слишком мало фигур получается. Думаю, одна подставка из двух всадников, плюс еще парочка фигур на индивидуальных подставках для имитации разомкнутого строя будет моим новым стандартом.

Вообще, это первый раз, когда я наконец, полноценно "выгулял" свои миниатюры на эту эпоху уже в новой системе. Да, мы играли в "Цезаря" в апреле, но там было столько затупов и неправильных интерпретаций, что не счесть - так что полноценной игрой по правилам "Цезаря" ту битву считать все-таки нельзя. Вообще, я даже несколько удивлен - не думал, что получится систему Пристли отыграть на кухонном столе, а оказывается, что не просто можно - но и даже вполне себе интересно выходит! Короче, будем по "Цезарю" играть и дальше.

19 комментариев:

  1. Отлично. И вид и содержание. Все есть! Ультра маленький стол? Интересный опыт. Мейнстрим идет и в наши края))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис :) ну на таком же столе в "Чёрный порох" бы не удалось поиграть - это реально были бы тупые помтрелушки, особенно для нашей эпохи конца 19 века. Но таки да, эксперимент удачным :)

      Удалить
  2. Поиграли и славно! Особенно понравилась "Рука Господа" на одной из фотографий и пикантная фраза: "... или отвлекались на другие моменты... " Очень пикантная когда играешь с девушкой! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, ну ты даёшь ;)) не ожидал :) Кстати, я ещё ни разу Аннет не выиграл, вот что значит человек с математические мышлением (а я гуманитарий). "Рука Бога" - это да, находка :)

      Удалить
    2. Ха-ха. Гуманитарий. Ты просто не полководец!

      Удалить
    3. Я просто у тебя научился постоянно проигрывать... :(

      Удалить
    4. Гуманитарий! Говори правильно: не научился, а привык. Это все из-за богомерзких фантазий. Фэнтэзи придумали наши враги, чтобы убить народу память.

      Удалить
  3. Поздравляю с красивой игро! Не часто увидишь античку да еще и по ХЦ. Надеюсь порадуете еще играми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Василий, спасибо за комментарий :) Да, система вообще что надо, особенно в наших условиях - отрада, когда можно сыграть в полноценный варгейм на небольшом столе :) А игры, конечно будут еще, как и отчеты по ним :)

      Удалить
  4. A great looking game with beautiful armies...and temple!

    ОтветитьУдалить
  5. Присоединяюсь к коллегам!Красивая игра!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Геннадий, спасибо :) да, фотки получились хорошие :)

      Удалить
  6. Обстоятельный и интересный репортаж! Да и игра славная. Молодцы, парни!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентин, спасибо за отзыв :) Да, я обычно стараюсь делать обстоятельные репорты, чтобы потом самому было интересно перечитывать :)

      Удалить
  7. Отличная игра! На таком небольшом столе и небольшие армии смотрятся очень органично. Игра на три часа вообще хорошо, никакой усталости и недоигранности, только положительные эмоции .
    Конгратюлейшен! 8)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Денис, благодарю за отзыв :) Все жду, когда ты своих корнутов поведешь в бой :))

      Удалить
    2. Мне бы хоть когонить вывести в поле 8(

      Удалить
    3. А от чего так грустно? Почему игры не играются?

      Удалить