среда, 15 июля 2020 г.

Batavi Iuniores et Seniores

Доброго времени суток всем читателям нашего блога! Лето - пора морей, отпусков и прочих радостей жизни, время, когда можно расслабиться и отдохнуть от насущных проблем, посвятить время себе.... но, увы, не в моем случае, чем и  объясняется перерыв в "блогописании" вот уже в две недели.. Поиграть нам тоже все никак не удается, но все-таки мне удалось таки небольшое пополнение моей позднеримской армии за две недели сделать, о чем и пойдет речь в этом посте.
Начнем, как и всегда в таких случаях, с исторической справки. Батавы - племя, проживавшее на территории современных Нидерландов - думаю, кстати, название будет знакомо тем, кто увлекается "Наполоникой" по марионеточному государству Первой Империи под названием Батавское республика. Собственно, французская революция, будучи очарована символикой Античности, а её деятели, очевидно, видя себя роли новых Цезарей, активно "возвращали" завоеванным землям "исконные" названия.

Однако вернемся к нашим баранам... в смысле, к батавам. В целом, батавы были лояльными верноподанными со временм своего присоединения Римом в 12 г. н.э., восстав лишь раз в 69 г. н.э. (на эту тему есть классная песня голландского металл-коллектива "Heidevolk" - "Opstaand den Bataven"), которое возглавлял военачальник римским именем Юлиус Цивилис (Тацит, кстати, утверждает, что восстание началось из-за борзоты римских чиновников; впрочем, уже позже, это не мешает тому же Тациту костерить батавов за "разнузданность нравов" и прочим неподобающим нелестностям). Так вот, после восстания батавы зарекомендовали себя настолько надежной ауксилией, что из них даже формировался корпус элитной императорской конницы "Эквитес сингулярис", разогнанной, впоследствии, на пару с преторианской гвардией императором Константином.

Вот что писал о батавах римский историк Тацит: "Из всех этих племен самые доблестные батавы, в малом числе обитающие на берегу реки Рейна, но главным образом на образуемом ею острове; эта народность, бывшая некогда ветвью хаттов, из-за внутренних распрей перешла на новые места обитания, где и подпала власти Римской империи. Но батавам по-прежнему воздается почет, и они продолжают жить на положении давних союзников: они не унижены уплатою податей и не утесняются откупщиком; освобожденных от налогов и чрезвычайных сборов, их предназначают только для боевых действий, подобно тому как на случай войны приберегаются оружие и доспехи". Кстати, батавы учавствовали в, кхм, диверсионных операциях в качестве спецназа - так, они высаживались в Уэльсе, на островок Англси, дабы застать друидов врасплох, ожидавших только римские корабли.

Однако все это дела, несколько отдаленные от собираемой мной в 72-ом масштабе эпохи. Сложно сказать в контексте явного недостатка источников периода позднего Домината является ли представляемый мною отряд Batavi Iuniores этнически (если такой термин вообще применим к племенным образованиям) батавским к V веку н.э., но похожу, что, как минимум, наследником именитых, верных риму германцев он таки был. Батавы участвовали во многих ключевых битвах позднеримской эпохи, например, при триумфе Юлиана "Апостата" при Страасбурге в 357 г. н.э. или в битве при Адрианополе 378 г. н.э. (правда в последней битве они проявили себя не слишком впечатляюще-  когда магитстр милитум римских сил приказал войскам отступать, то обнаружил, что батавы уже давным-давно сбежали с поля боя).

Не совсем понятно - а точнее, совсем непонятно, когда и по какой причине войска поздней империи стали делиться на "старшие" и "младшие". Есть мнение, что деление на "старших" и "младших" отражает разделение на части, расквартированные в западной  и восточной частях империи - однако эта гипотеза имеет слабое место, ведь, порой, и на западе и на востоке могли быть и "старшие"  и "младшие" части одного и того же полка. Есть и гипотеза о том, что, дескать "старшие" части комплектовались из ветеранов, а "младшие" - из новобранцев. Однако вот "младшие батавы", которых я сегодня вам и представляю были частями палатинской ауксилии, и вряд ли могли быть набраны из непонять кого, нося такой статус, даже и будучи "младшими". В общем, "темна вода в облацех".

В иду того, что у меня пара ланциариев уже были под "Старших батавов" покрашены, а также и  потому, что "Батавы" принимали участие в боевых действиях в Британии, по которой мы время от времени играем. Впрочем, в будущем, я думаю расширить географический ареал битв по эпохе темной античности не только до материка, но до дургого континента - это я про Африку сейчас. Может, когда-нибудь и Ад-Децим отыграем... но я отвлекся.

Я срисовывал щиты не столько с "Нотиции Дигнитатум" - позднеримского источника расположения военных частей в Империи, сколько с группы реконструкторов в английской странички "Википедии":

Можно, конечно, заметить, что вообще униформа у реконструкторов, мягко гвооря, не богата. Нет, Вегеций конечно писал, что "все плохо", да и один шлем на десятерых носят, но все-таки - "Младшие батавы" были, как-никак, палатинской ауксилией, а не лимитанами какими-нибудь, так что, думаю, стоит отобразить более высокий их уровень обмундирования (впрочем, задний ряд я оставил более близким к фотографии сверху, дабы отобразить Вегециевы комментарии к положению дел в то время в римской армии). Для этого я использовал уже перебазированные раз фигурки для того, чтобы снова их срезать со своих монеток-подставок и плотнее пересадить поближе друг к другу, попутно перемалёвывая щиты в единообразную палитру (ибо пришел к выводу. что идея Дениса Клингулы верна - все-таки, раскрасить единообразно щиты даже в эпоху великого упадка задача не самая сложная, да и визуально выгодно это отличает римлян, и так достаточно барбаризированных от их, уже тогда, во-многом. сородичей-германцев. Результат - на фото внизу:



Зверуши на щитах получились очень так себе. Ну ничего, возможно, в будущем перерисую! Если руки дойдут, конечно - честно говоря, заметил по себе, докрашивать фигурки как-то психологически сложнее, чем красить их с нуля - хотя, вроде, должно быть наоборот.

Но я решил не ограничиваться лишь пехотой. Нужна и конница! И раз уж я решил эксплуатировать тему прирейнских племен, то пускай конница тоже будет батавской. Сказано - сделано, а точнее, фигурки загрунтованы, инайжены для них расцветки щитов. Как раз конников я и решил сделать "старшими товарищами" моих пехотинцев - "Batavi Seniores" - "Старшие батавы":

Результат - на фотографиях внизу:


"Мы римская ка-ва-ле-ри-я,
И про нас,
"Вергилии" речистые ведут свой сказ,
о том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные,
Мы гордо, мы смело в бой идем!"

Крася кавалерию, я ориентировался на прекрасных катафрактов Дмитрия Свидло - правда, в 72-ом мсштабе, конечно, сделать также "дорого-красиво", не выйдет, но ведь можно хотя бы попробовать! Как я, в общем, и сделал...

В целом, я почти приблизился к желаемому стилю покрасу позднеримских вйск, такому, какой я хотел бы видеть еще года три назад, когда покрасил своих первых фигурок по этой эпохе. Теперь, конечно хочется все фигуры, которые уже есть в накрашенном виде перекрасить, да устроить им дополнительное перебазирование, более плотное, как с батавами, да добавить к каждой когорте по вексилларию с буцинатором! Ну и конечно, перекрасить рандомные познеримские щиты в боевую раскраску реально существовавших когорт - корнутов,

Ну и еще, напоследок, небольшое дополнение к моей коллекции - храм Ники Аптером от фирмы "Умная бумага" из картония:

Масштаб у неё 1/87 (то есть стандартный железнодорожный Н0), однако смотрится она очень даже хорошо рядом с моими 20 миллиметровыми солдатиками. Вообще, здания, как по мне, должны быть немного меньше масштаба фигур - так они смотрятся органичнее, особенно если мы не говорим о скирмише, а подставка у нас означает не шесть фигур, а шесть десятков или даже сотен. Храм мне нравится- выглядит очень приятно, собирать его было тоже несложно, да и стоимость - каких-то 250 рублей!

Какие планы на будущее по данному проекту? Вообще, нужно перебазировать, наконец, уже всех моих германцев - но что-то пока душа не лежит. А заниматься в хобби тем, что не хочешь... ну это уж было бы как-то совсем странно - итак много вещей в нашей жизни, которые надо через силу делать. Хотя, сегодня, может, мне красить готов лень - а завтра буду красить я готов целый день!

22 комментария:

  1. 250 за маленький храм?! Умбум портится))) А римляне прикольные. Жаль, что я понимаю в них, как свинья в апельсинах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Денис, просто возьми у меня книгу с полки и узнай о них все, что захочешь :)) А храм нормальный, кстати,элементов в нем достаточно для такой цены, как по мне. Да и даже если бы он стоил дороже- ну, в пластике античные сооружения на порядок дороже стоят :) А те римские домики, которые я ваял облупились от сырости в гараже, и требуют реставрации.

      Удалить
    2. Да, надо бы.... Наверное, может быть... Хз)))

      Удалить
  2. Достойное пополнение! Базирование такое очень даже приветствую. Да и роспись становится с каждым разом все зачетнее. Попробуй копья с помощью тонкой полоски липкой бумаги покрасить, чтобы спираль лучше получилась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентин, спасибо за отзыв! ДА, мне тоже кажется, что навык растет - на самом деле, чем сильнее отходишь от каких-то негибких методик, которых я придерживался раньше, тем лучше результат в итоге получается. А по поводу ленточки - не думал, но как-нибудь точно попробую :)

      Удалить
  3. Полностью соглашусь с Другом-Валентином! Растет качество покраски, базирование и прочее. Еть с чем поздравить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, большое спасибо, приятно слышать :) Заметил, кстати, когда один поток фигур не стараешься накрасить за какое-кто строго определенное время, то результат получается лучше - жаль правда. не всегда есть такая возможность (да и желание) растягивать покрас.

      Удалить
  4. Аве батавы;) хорошее пополнение, Владимир, поздравляю!
    Здорово, что тебе удаётся совмещать сразу так много разноплановых проектов. Каждый раз балуешь нас чем-то новеньким:) А небольшие паузы тоже нужны, это часть процесса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дмитрий, спасибо за отзыв :) Да,честно говоря, разноплановость моя непринципиальна -просто одно и тоже раз за разом надоедает красить :) Вот сейчас я забросил 19 век, хоть я там наполовину и покрасил британских морпехов - устал я от них пока, хочется чего-то более брутального, с мечами да копьями :)

      Удалить
  5. Молодец, Володя, очень приятный результат. Я только не понял, зачем ты покарсил конникам щиты пехотинцев, ведь есть же Еквиты Батавы Синьоры, кавалерийской подразделение в Западной армии

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Косяк, да, я просто перепутал и совсем забыл про эквитес :(что теперь делать, не знаю - оставить все как есть или перекрашивать? :о

      Удалить
    2. Ты же не кандидатскую защищать по солдатикам будешь ;)
      Оставь как есть, фигурки хорошо вышли же

      Удалить
    3. А было бы здорово, хаха :) Ну, на самом деле, щиты неудачные для сигн именно Эквитес Батави - слишком овальные, а там узор, все таки, радиальный, для круглой рунды. Надо теперь, все равво какое-то "лорное" объяснение выдумать :)

      Удалить
    4. «лорное» объяснение - так получилось 8)))

      Удалить
    5. Ну да, поздний Рим - один легион дезертировал, другой подобрал щиты :))

      Удалить
    6. Или украл лошадей у другого

      Удалить
  6. Excellent painting, and very fine research too, this is highly interesting, I like your units a lot!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Phil, thank you a lot! Actually, your own late Romans was an example for me how to paint my Late Antiquity minis :)

      Удалить
    2. Happy to read that my minis helped you! Now that I see yours, I wish to paint other units, they are so colorful... so thank you too :)

      Удалить
    3. You're welcome! Glad to know this, your words a big pleasure for me! :)

      Удалить
  7. Wonderful looking figures, great job...and I do like this awesome temple!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Phil, thank you for your comment! Well, this temple made from the paper, not plastic, but looks good!

      Удалить

Террейностроительные работы и приключения эпоксидки

Добрый день, друзья, что называется - давно не виделись! Пусть я предполагал это лето отдать под хобби, но жизнь вносит свои изменения  в эт...