Страницы

пятница, 26 июля 2019 г.

Black Powder Second Edition - обзор книги правил

Итак, уважаемые читатели блога. Наконец-то у меня в руках оказалась книга правил от "ноттингемской школы варгейминга" за авторством Рика Пристли и Джарвиса Джонсона "Black Powder", причем не абы какой - а второй реакции - считай, что свежак! Немного слов о том, как я чуть было не получил книгу благодаря кому бы вы думали? Таки да. благодаря нашей любимой "Почте Росии"! Книга была заказана из США без трека, соответственно, расчет в таком случае идет только на благонадежность всех звеньев логистической цепочки от США до нашего Дальнего, дальнего Востока. И, как вы наверное уже догадались, в назначенный крайний срок (а это был конец июля) книга так и не пришла. Тогда мы пошли с камрадом Piliken'ом разбираться на почту (доставка шла на его адрес). Новости с почты были неутешительны - ничего не приходило, никто ничего не знает, ну и всё в таком духе. Тогда, по предложению камрада Пеликена мы отправились на участок доставки, в котором тетенька нам долго и упорно доказывала, что и сюда тоже ничего не приходило. Лишь упорством она была вынуждена зайти в подсобку и глянуть, нет ли долгожданной посылки из США. И - о чудо - книга таки пришла! Да и когда-  еще в середине мая, и просто лежала на почте полтора месяца, так как номер телефона получателя на посылке указан не был, а выслать извещение было невозможно потому что... просто потому-что. Так что, камрады - будьте бдительны! Требуйте в почте своих посылок, пока их вам не отдадут в руки! 
Но не присказкой одной будет сыт наш обзор. Мы пройдемся по нововведениям системы, но отметим не только то, что было добавлено, но и то, что у нас забрали (да, есть и такое), а также слегка, совсем вскользь, коснемся вопроса того, а не скатился ли  Рик Пристли?!

Ну что же, давайте начнем.
Что касается отличий от первой редакции, то я приведу их в переводе на русский с "ангельского" обзора (англоязычный оригинал здесь):


"Первые изменения в правилах касаются размеров юнитов и базирования. В настоящее время основное внимание уделяется фронту базы подразделения, а не количеству или способу размещения фигур на нем. Как и многие наборы правил, эта стандартизация фронта делает противостоящие армии с подобным фронтом более совместимыми.

Еще одно изменение - роль генерала армии на поле боя. Принимая те, которые когда-то были необязательными правилами, и делая их неотъемлемыми для игры, генерал может быть присоединен к одной бригаде, находясь в пределах 12 дюймов от командира бригады, и давать переброс на кубике приказа, с сохраняющимся вторым результатом. Средний результат может стать лучше, или грубая ошибка становится успехом, что делает генералов полезным ресурсом в игре.

Правила стрельбы и потенциальные цели/сектора стрельбы были прояснены с помощью серии очень подробных схем, которые четко определяют, что возможно, а что нет. Способность неупорядоченных юнитов отступать и пытаться восстановиться - новый приказ в этом издании, хотя многие геймеры, возможно, использовали его в прошлом. Использование анфиладного огня в новой версии стало менее эффективным, так как скирмишеры теперь могут блокировать артиллерийский огонь [как я понимаю, теперь только на короткой дистанции, но не на средней и не на дальней - прим. S.U.O.]. Правила гласят, что при стрельбе на средней или большой дистанции артиллерия может стрелять сквозь скирмишеров, по целям за ними. Скирмишеры больше не будут служить «защитной бронёй»!

Другие изменения происходят в рукопашном аспекте игры. Если два юнита с одинаковым фронтом могут биться друг с другом, то другие юниты не могут атаковать их во фронт, хотя они и могут оказывать поддержку. Два маленьких юнита могут чарджить один большой юнит, но каждый чардж решается отдельно. Таким образом, рукопашный бой стал делом «один на один» сильнее, чем раньше. Кроме того, если юнит может отбросить противника в бою, он теперь может следовать за ним, продолжая этот бой еще один раунд. Это дает игрокам возможность использовать внезапные разрывы в линии и убедиться, что отброшенный ими отряд не сможет вернуться в бой.

Еще одно полезное правило касается разбитых бригад. Если бригада имеет уничтоженными более 50% своих первоначальных сил, объявлена ​​«потрясенной» из-за потерь или не вернулась из-за стола, то она считается сломленной. Тем не менее, артиллерия и легкая кавалерия с правилом мародеров не учитываются в качестве состава бригады, так что можно было бы выставить смешанную бригаду легкой кавалерии и конной артиллерии, которая никогда не сдастся (полезно для тех, кто играет по Гражданской войне в САСШ и отыгрывает кавалерию генерала Натана Бедфорда Форреста!)

Изучив или заново изучив основные правила, в разделе «расширенные правила» представлены новые, более чистые, кажущиеся правила для смешанных формирований, собраны специальные виды оружия в раздел «арсенал», где были изменены способности гаубиц и ракет, чтобы сделать их более и менее эффективными соответственно. Добавлены правила для атаки и защиты зданий, которые являются гораздо более полными, и некоторые дополнительные правила для добавления некоторых персонажей к вашим командирам, допускающие некоторые случайно сгенерированные слабости, которые могут быть более или менее полезными.

И, наконец, есть сценарии, взятые из нескольких разных периодов, всего 11, с картами, списками армий, историей и многим другим, предлагая все готовое для игры. В этом разделе также делается все возможное, чтобы прояснить, что все доступные в настоящее время дополнения, к которым у геймеров есть доступ, по-прежнему актуальны - это обновление без боли, а не «полная перезагрузка, все остальное устарело» других дополнений. Должна быть возможность использовать эти правила с вашим любимым периодом без необходимости покупать новые книги, так как изменения правил носят общий, а не специфический характер.

Это в значительной степени то, что требовал бы любой геймер - новая версия популярного набора правил, которая все еще работает как руководство, а не диктует, уточняет ряд пунктов, вводит варианты, которые делают игру более приятной, и учитывает то, что у некоторых игроков вызывало бухтенье в прошлом. Тот факт, что это новое издание также довольно стильно и просто немного, ну, соблазнительно, представлено, должно сделать его обязательным как для бывалых варгеймеров, так и для новичков."

Тем, кто желает, как это говорится по-аглицки, увидеть "throughout" по страницам книги правилам, - добро пожаловать по ссылке.

А теперь давайте загибать пальцы, что у нас в новой редакции отняли:

- Во-первых, приложение со списком войн, которые происходили во временном отрезке с 1700 по 1900 гг. Конечно, приложение особенными полезными подоробностями не блистало (чего стоило хотя бы описание Крымской Войны, состоящее наполовину из обсуждений плохой тактики англичан, и какой простор это дает для отыгрыша варгеймерам), но все-таки, этот список можно (и нужно) было доработать, а не ампутировать. Таки зачем убрали - не ясно.

- Нетривиальные сценарии для битв. И под "нетривиальными" в данном случае следует понимать "не-англоцентристские". Не, ну вы только взгляните, на то, какие битвы Рик Пристли считает интересными для отыгрыша в своей книге:

Так - так, посмотрим, и что же у нас здесь? Сразу в глаза бросается то, что, каким-то загадочным образом около двух третей битв оказались на территории Северной Америки. Для меня это, вообще, не большой сюрприз, учитывая национальную принадлежность авторов. Но, простите, битва при Норт-Поинте или при Чинсуре интереснее и важнее для мировой истории, чем Кунерсдорф или Бородино? Причем, я как-бы понимаю, что надеяться увидеть Полтаву или Шипку было бы, минимум, наивно. Но вот в первой редакции была битва при р. Черной (уж не исключили ли её из-за, хм, особенностей современной ситуации в Крыму? От этих альбионцев всего ждать можно!). И, да, конечно, "своя рубашка ближе к телу", и англичанам с американцами, которые составляют, наверное, основу мирового варгеймерского движения, интереснее те битвы, которые происходили в их истории. Но, спрошу я вас, неужели игроку из какого-нибудь Лондона или там Нью-Йорка не набило оскомину в сотый раз отыгрывать Ватерлоо? Да и вообще - Фолькершлахт под Лейпцигом, как ни крути, был более важен для мировой истории, но вот бритов там не было, а потому все знают именно Ватерлоо. Ну да я отвлекся. Подытожу: выбор битв - срам полнейший. Даже из Семилетней войны авторы умудрились выбрать лишь заварушку в колониальной Америке.

- Расписки, точнее "идеи для расписок". Как я понимаю, мсье Пристли уже давно идет к тому, чтобы публиковать не "турнирные правила", а "конструктор", - со всеми вытекающими. Но вот очки - каике бы они не были - это очень удобная вещь для балансировки противоборствующих сторон. Но нет - во второй редакции было решено избавиться даже от приблизительной системы очков. Балансируйте "на глазок" - ну или пользуйтесь первой редакцией правил, там это есть. Правда это значит, что, по идее, мне нужно купить еще одну книгу - качаю-то я pdf из Интернета нелегально! Вот так. А что же добавлено вместо расписок, спросите меня вы? А я отвечу - картиночки на весь разворот!
Это все, конечно, красиво, но, на самом деле, уж лучше бы расписочки оставили с системой очков!

- Советы о базировании юнитов. В первой редакции этому был посвящен целый разворот с идеями фронтов баз для разных размеров фигур, которые используются игроками. Во второй же редакции даются очень общие идеи на первых страницах, с общим посылом, что "нам все равно, какой там фронт, лишь бы Вам удобно было". Ну ориентир-то для разных размеров фигур все равно лишним, хочу сказать, не был!

Первую редакцию журили, в том числе, и  за то, что там было немало ошибок. Что я могу сказать - во второй редакции они тоже есть. Присутствуют и совсем смешные невычитанные редактором ошибки, типа "baclava" (а, казалось бы, должна быть "Balaclava"), и прочие ляпы, навроде такого. Это, конечно, тоже смазывает финальное впечатление, пускай и не сильно.

Что же можно сказать по итогу. Книга оставляет двоякие впечатления. Да, действительно, структурировано все гораздо лучше, чем в первой редакции. Добавлено схем, которые лучше разъясняют разного рода спорные моменты, чем то было в первой редакции. Но вот отняли у нас тоже весьма любопытные (пускай и не критичные) вещи, при этом, совсем непонятно - зачем? Кому мешали дополнения с примерами фроннтов и базирований юнитов, а также с системой очков? При этом, нельзя сказать, что если бы эти дополнения были добавлены, книга правил приобрела бы какие-то необъятные объемы - тем более. что можно было бы с легкостью избавиться от фото фигурок на весьма разворот.

Да и в целом, за десять лет развития системы нельзя сказать, что система приобрела какие-то значимые изменения - это и близко не изменения, которые происходят с "Вархаммером" от редакции к редакции - и честно, таких мягких эволюционных изменений, как-то маловато, как по мне, для новой редакцией - максимум для эрраты. Также неясно, что будет потом. То есть, конечно, с 1700 по 1900 год случилось множество интереснейших войн, и, конечно, хотелось бы увидеть по ним новые книги правил и сценариев. А пока... пока ждите ААР'ов по этой игровой системе в этом блоге!

17 комментариев:

  1. Спасибо большое за обзор!
    Увы, но лишний раз убедился в том, что правила написанные для слишком большого исторического периода страдают от излишней обобщенности.
    Отчеты с игр буду ждать. Игры всегда радуют :) , но вот выбрать ЧП в качестве системы -наверное нет. Если будут нужны правила на напу -есть ГдБ и ГдА, на СвернуютАмерику - Бритиш Гренадер, Мушкеты и Томогавки, на Семилетку - те же ДКК или Кёниг Криг, на ACW - Ганз оф Геттисберг или Джони Реб. На начало 18твека - Знамена с Лилиями. Думаю и на остальные конфликты найти правила тоже можно найти

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое пожалуйста за внимание к обзору :)
      Ну "Мушкеты и тОмагавки", как я понимаю - это все таки скирмиш, по которому вы и играете. А вот, что касается правил на варгеймы - то не могу не согласиться, что правила под каждый отдельный период, в среднем, выгоднее. чем универсальные, покрывающие большое количество времени. Спорить с этим тезисом, на мой взгляд, бессмысленно. Однако дьявол кроется в мелочах, а иногда даже и не в то чтобы в оных - и главный нюанс (по крайней мере для меня) - это практичность. Я люблю играть по разным эпохам и прыгать от битв готов с римлянами к штурму силами НАТО советских аванпостов. С такими запросами без универсальных правил (мне) не бойтись. Опят-таки, Пристли со своим подходом мне уже стал откровенно напоминать Саймона МакДауэлла с его "Комитатом" - то есть предлагается конструктор, основа - а дальше пилите как хотите. Ни очков, ни расписок. И это... неплохой подход в таком случае, на самом деле. Это значит, что авторы задают высокую степень надежности своей системе, будучи уверенными, что она не рухнет от модификаций. А учитывая, что игры Пристли охватывают тремя книгами правил ни много, ни мало около пяти тысяч лет истории человечества, имея приблизительно схожие механики, то... надеюсь, я сделал правильный выбор в пользу "Ноттингемской школы" :))

      Удалить
  2. В любом случае наличие универсальных правил не так уж и плохо, паче Пристли, профессионал в игроделание и можно надеяться, что игры по его правилам будут захватывающими и веселыми. А там уж можно поискать что посерьезнее. Кстати, к вопросу о универсальных правилах. Может стоит попробовать"Повстанцы и Патриоты"? Тут и перевод подоспел:https://vk.com/wargameslibrary?w=wall-181500557_56

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я того же жду. Больше фана - меньше тупняка и вопросов в духе " а на какой же странице это было написано...". А вот что касается "Повстанцев и Патриотов"... уж не знаю, у меня от "Оспреевских" варгеймов, честно говоря, остался сильный, и боюсь, несмываемый осадочек :) Я плотно пробовал Force on Force который тонул в излишних подробностях при этом имел немалое количество изъянов геймдизайнерского толка и в "Dragon Rampart" - скирмиш фэнтези, который напротив, подробностями не изобиловал, зато имел ничем не обоснованные механики типа "может ли ЛЮБОЙ персонаж/отряд двигаться - решается кубиком". И вот этих пятикопеечных варгеймов у "Оспрея" ведь - пруд пруди на любую эпоху. Но я, честно, сомневаюсь, что у них есть достойная обкатка со стороны сообщества....

      Удалить
    2. Ха! Оспрей? Nein, nein, nein! Сила на силу.... Да лучше бы это про джедаев было, чем эта поделка, зависящая между скирмишем и варгеймом. Ну и ещё миллион . Сравнивая их Black ops и specrops, пришел к выводу, что и тут оспрей отдыхает. Попутно пролистнул разного рода правила про пиратиков(на разные эпохи даже правила разные, но что толку), северную(кажется) войну, семилетку. Неее. Лучше умереть за императора(и играть в ВХ40К), чем вляпаться в оспрей. Пы.Сы. в Сила на силу нет гранат, т.к. сила стрельбы не зависит от дистанции ведения огня. Отмазки про вшитые в базу гранаты не работают. И нахер так жить?

      Удалить
    3. Да, "Оспрей" делает правила "на-отвали". Причем, не ясно зачем. "Варлорды", например, те же фигурки продают. А "Оспрей"?Книги про военную униформу продаются лучше вместе с правилами? Никогда не поверю.

      Удалить
  3. Спасибо за обзор. Англичане, американцы - ясное дело топят за своих:) помню одну энциклопедиею Великих Битв, там уйма каких-то набегов викингов на британские острова, но монгольское нашествие прошло незамеченно:) ну а что? До Ла-манша не доехали, не серьезно это все!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На субъективизм не стоит обращать внимания. У нас в Европе к ACW ,например, тоже отношение такое.... недооценки

      Удалить
    2. Какой еще недооценки? ИМХО, самое у нас правильное отношение - локальное барахтанье двух совершенно идентичных сил. То, что эта четырехлетняя потасовка имеет популярность в США не мудрено, т.к. это самая кровопролитная война за всю их историю. Но уж для нас, в России - чего эта АЦВ? У нас, во первых, своя Граждансая недооцененная (и еще мягко говоря), и еще десятки других войн, по которым фигур не найдешь нем с огнем (например, та же русско-японская). А АЦВ зло еще и потому, что запускает автокаталитический процесс - много фигурок по войне - легче собрать армию - значит будет спрос - который родит предложение. А на франко-прусскую, или на крымскую, например, не родит. Как-то так.

      Удалить
    3. На РЯВ у Импресс же великолепная линейка https://www.empressminiatures.com/tsuba-miniatures-60-c.asp закрывает все, что для игр нужно

      Удалить
    4. Круто! Цена, правда, немного кусается :))

      Удалить
    5. Ну это реалии хобби. Увы

      Удалить
    6. Емпресс(я тож их клиент) это 28 мм. По ацв. Там были нововведения, до которых Европа доходила ещё несколько десятилетий. Американцы сильны в технике.

      Удалить
    7. Какие, например? Особенно, что касается "десятилетий".

      Удалить
    8. Окопы на поле боя. Магазинные винтовки.

      Удалить
    9. С магазинными винтовками согласен, а вот "первой окопной" войнлй называли и крымскую, и даже семилетнюю

      Удалить